Красноярский электровагоноремонтный завод отмечает юбилей
Красноярский электровагоноремонтный завод (ЭВРЗ) отмечает солидную и круглую дату – 125 лет со дня создания. Это не только старейший завод Красноярска, но и на протяжении нескольких десятилетий крупнейшее предприятие города.
Официальным днём рождения ЭВРЗ считается 24 июня 1898 года – день, когда на станции Красноярск были открыты железнодорожные мастерские. В Сибири в ту пору интенсивно шло строительство Транссиба, и будущей магистрали требовались предприятия по обслуживанию и ремонту техники, в первую очередь, паровозов. Именно такое предприятие и организовали в Красноярске.
Железнодорожные мастерские – первый прообраз нынешнего ЭВРЗ – располагались в северной горловине станции Красноярск. На тот момент это была дальняя окраина города, район будущего завода носил красноречивое название Попов луг, и, собственно, использовался в основном как пастбище. Зато и новые огромные корпуса мастерских стали символом нового, растущего Красноярска – выполненные в самом современном на тот момент стиле, они по сей день считаются памятниками промышленной архитектуры. Здания были выполнены целиком из кирпича, в то время как Красноярск почти весь на тот момент был застроен деревянными домами. Там использовалось паровое отопление и электрическое освещение, был электропривод для станков и даже своя водонапорная башня, – в общем, самый настоящий футуризм!
Красноярские железнодорожные мастерские занимались ремонтом паровозов и деревянных вагонов, а также поставляли чугунное литьё для нужд Енисейской губернии. На тот момент это было крупнейшее предприятие не только города, но и всей Восточной Сибири. Здесь работало более 1200 человек, то есть, по сути, каждый десятый красноярец. Возле мастерских быстро вырос целый жилой посёлок – нынешняя Николаевка.
Особую известность железнодорожные мастерские получили в годы первой русской революции 1905–07 годов. Они стали центром восстания рабочих-железнодорожников, на территории мастерских на протяжении нескольких недель существовала даже самопровозглашённая Красноярская республика.
После революции предприятие продолжало развиваться. В 1932 мастерские официально были переименованы в паровозовагоноремонтый завод, который имел статус предприятия всесоюзного значения. Ещё более вырос масштаб завода в годы войны, когда сюда были эвакуированы родственные предприятия из западных городов страны – Полтавы, Воронежа, Изюма. Добровольцами на войну ушли многие работники завода, да и само предприятие достойно поучаствовало в снабжении фронта. В эти грозные годы на заводе были изготовлены пять бронепоездов, подготовлены санитарные, прачечные и технические поезда специального назначения.
В 1970-х закончилась паровозная эпоха, и завод полностью перешёл на обслуживание электроподвижного состава. Эта специализация остаётся с ЭВРЗ и по сей день. Сегодня завод производит ремонт подвижного состава широкого спектра, от знакомых всем электропоездов, пассажирских и грузовых вагонов до специальных объектов самого различного назначения – почтово-багажных, вагонов-салонов или вагонов для перевозки ценностей Центробанка России. Завод проводит ремонт колёсных пар и тяговых электродвигателей для большинства видов подвижного состава.
С 2007 года на базе ЭВРЗ создано акционерное общество. В новом качестве предприятие продолжает оставаться одним из флагманов отрасли, а результаты его работы отлично знакомы железнодорожникам. Это и передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)», и партия самоходных специальных мотрис «Боготолец». Красноярский ЭВРЗ на протяжении многих лет тесно сотрудничает с Красноярской магистралью в проекте «Городская электричка». Специалисты завода выполняли заказы и в смежных отраслях – например, провели модернизацию подвижного состава красноярского трамвайного парка, освоили ремонт вагонов метрополитена.
– Отсчёт своего трудового опыта наше предприятие ведёт ещё с XIX века. На протяжении этих лет завод отличался качественным подходом к работе и, самое главное, сплочённым, профессиональным коллективом. Все эти составляющие остаются с нами и по сей день, поэтому, я уверен, что впереди у Красноярского ЭВРЗ ещё немало успешных лет, – говорит генеральный директор
АО «КрасЭВРЗ» Роман Буртовой.
Артем Яковлев, «Красноярский железнодорожник»