Как выживают выкупленные у «РЖД» организации
Предприятия, отделенные от ОАО “РЖД”, далеко не всегда попадают в хорошие руки, и тогда профорганизациям приходится бороться за выживание.
Ситуация обострилась настолько, что пора созывать отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. А это значит - применить не задействованные ранее возможности статьи 35 Трудового кодекса. Об этом говорили 2 декабря участники панельной дискуссии, состоявшейся в рамках II пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ.
СМЕНА СОБСТВЕННИКА
Проблема безответственности новых собственников оказалась не нова. Ее обсудили 2 декабря на панельной дискуссии “Социальная ответственность при смене собственников организаций”, организованной в рамках II пленума ЦК Роспрофжела.
Работники “РЖД-Здоровье” стали первыми, кто столкнулся со сложностями. Эта организация была куплена сетью отелей “Азимут”. Похожая история случилась еще со многими предприятиями, уходившими из системы “РЖД” в частные руки. В процессе приходилось жертвовать льготами, и даже если их было немного - это все равно неприятно.
Например, Светлана Горбунова, председатель объединенной первичной профорганизации ОАО “Элтеза”, рассказала, что коллективный договор на предприятии, несмотря на все старания профсоюза, уже не “такой, как был в РЖД”. “Нет выплат за преданность компании, нет ежегодного бесплатного проезда в отпуск на железнодорожном транспорте”.
А зачастую профсоюзным организациям приходится отстаивать само свое право на жизнь и полноценный коллективный договор.
- Любопытно, но при покупке рентабельного предприятия его финансовые обязательства, например недоплата налогов, передаются новым владельцам. А социальные обязательства - нет, - отметил Сергей Черногаев, председатель профсоюза.
Вера Евсегнеева, начальник департамента управления дочерними и зависимыми обществами ОАО “Российские железные дороги”, считает, что ситуацию надо менять:
- Должна увеличиться роль социальной ответственности. В момент продажи акций не прекращает действовать колдоговор.
МНЕНИЕ РАБОТНИКА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Между тем в западных странах есть практика, когда вопрос продажи предприятия должен одобрить трудовой коллектив. Об этом рассказал Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО “Российские железные дороги” по социально-кадровому блоку и вопросам здравоохранения:
- В 2012 году РЖД покупала контрольный пакет акций французского логистического оператора GEFCO. И во Франции новый собственник обязан перед заключением сделки провести встречу с трудовым коллективом. Причем именно со всем трудовым коллективом, а не с профсоюзом, ведь на предприятии может быть много профорганизаций. И новый собственник должен уговаривать людей, чтобы те согласовали договор купли-продажи. Если коллектив не согласен, то сторонам дается три месяца на обдумывание, и встреча повторяется. И вот тогда уже, если коллектив и во второй раз отказывается, продажа происходит без этого разрешения. В данном случае нам пришлось согласовать около 300 вопросов, прежде чем коллектив пошел на одобрение сделки. И я читаю, такая система правильна - собственник пытается найти общий язык с профсоюзами.
По словам Шаханова, материнская компания может сыграть некоторую роль в защите работников при продаже подразделения. Но очень важно, в чьи руки уходит коллектив.
- Если коллектив уходит из материнской в дочернюю организацию, то материнская может влиять на ситуацию. И у дочерней есть обязательство в течение года сохранять условия коллективного соглашения. Это своего рода “якорь”, который мы закрепили и уже применяли, например, у ремонтников. А вот с новыми собственниками у “РЖД” намного меньше возможностей влиять. Но они тоже есть. Например, можно вписать в конкурсную документацию, в условия договора, обязательство по сохранению положений колдоговора в течение некоторого времени. Но будем откровенны, после продажи “РЖД” уже ничего не может сделать. Что-то сделать могут только профсоюзы.
РАБОТОДАТЕЛЮ САМОМУ ВЫГОДНО
- На самом деле социальная ответственность выгодна не только работнику, но и работодателю, - считает Елена Косаковская, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР. - К примеру, есть такое понятие, как социальный аудит. И во Франции он показал, что главные точки преткновения в официальных трудовых отношениях - даже не в деньгах, а в том, поздоровался ли генеральный директор с уборщицей. И есть примеры того, как простой опрос “чего не хватает” приводил к росту прибыли на 5%.
Такой же точки зрения придерживается представитель работодателя Алексей Зыкин, директор по работе с персоналом и административным вопросам ООО “СТМ-Сервис”. Эта компания занимается сервисным обслуживанием локомотивов парка РЖД. В ее составе два сервисных центра и 27 сервисных локомотивных депо, расположенных на территории 25 субъектов РФ и семи железных дорог - филиалов ОАО “РЖД”.
- Я в руководстве нашей компании один являюсь членом профсоюза. Взаимоотношения с профсоюзом у нас бывали разными. Но сейчас из 11 тысяч работников 9,5 тысячи у нас состоят в профсоюзе. И время показало, что сотрудничество с профсоюзом, хороший социальный пакет - только на пользу предприятию. Вот сейчас у нашей компании есть потребность в 750 работниках. И когда кто-то из руководства компании начинает задавать вопросы, а стоит ли столько средств тратить на работников, мне есть что им сказать. Тут я сразу вспоминаю, что я член профсоюза. И надеюсь, что мы не поменяем свою политику. У нас даже новации есть - например, разыгрываем среди вакцинированных сертификаты дополнительного медицинского страхования на стоматологические услуги.
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Сергей Чаплинский, генеральный директор объединения “Желдортранс”, тоже признает, что с новыми собственниками сложно работать.
- Они сразу выходят из объединения работодателей. Но нельзя считать, что после этого совсем ничего нельзя сделать. Они все еще в нашей отрасли. И на них должны распространяться условия отраслевого договора, если они официально не отказывались от присоединения. А у нас есть статья 35 ТК “Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. Там прописан такой механизм, как отраслевая комиссия. Давайте ее уже соберем! Кроме того, я предлагаю включить в повестку трехсторонней комиссии вопрос о совершенствовании статьи 48 ТК “Действие соглашения”. Надо, чтобы все выполняли отраслевое соглашение.
С ним согласен Александр Лощагин, руководитель департамента социального партнерства, труда и заработной платы: “Надо использовать возможности отраслевой комиссии”.
Геннадий Косолапов, генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников, считает, что нужно менять законодательство:
- Наиболее высокий уровень профсоюзного членства в нашей отрасли - в северных странах, Скандинавии. То есть там, где профсоюзы поддерживает государство. Сейчас переговорный процесс стали уже называть “коллективным попрошайничеством”. Европа переходит от переговоров к законодательному закреплению гарантий. Например, МРОТ на уровне 50% от средней зарплаты или 60% - уже закон, а не предмет переговоров.
По мнению Косолапова, при смене собственника нужно сохранять действия старого коллективного договора минимум на год. Кроме того, год нельзя увольнять работников, а новый собственник должен признать имеющийся профсоюз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Сейчас о важности социального партнерства говорят первые лица государства, в том числе президент, - сказал Сергей Черногаев “Солидарности”. - Но в действиях новых работодателей мы видим тенденцию, обратную решению государства. Именно поэтому мы обсуждаем проблему на пленуме, чтобы выбрать, какими путями ее решать. Что же касается проблем с вагоноремонтными депо, то ситуация складывается странная. Новый собственник провел с нами встречу, пообещал вступить в сотрудничество. Мы создали, так сказать, творческую группу для разрешения ситуации. Мы дали им свои предложения, сделали первые шаги. А в ответ пока ничего.
Полина Самойлова
Фото: Владислав Куликов
https://www.solidarnost.org/articles/pora-sobirat-otraslevuyu-komissiyu.html