Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

Как выживают выкупленные у «РЖД» организации


Предприятия, отделенные от ОАО “РЖД”, далеко не всегда попадают в хорошие руки, и тогда профорганизациям приходится бороться за выживание.

Ситуация обострилась настолько, что пора созывать отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. А это значит - применить не задействованные ранее возможности статьи 35 Трудового кодекса. Об этом говорили 2 декабря участники панельной дискуссии, состоявшейся в рамках II пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ.

 

СМЕНА СОБСТВЕННИКА

Проблема безответственности новых собственников оказалась не нова. Ее обсудили 2 декабря на панельной дискуссии “Социальная ответственность при смене собственников организаций”, организованной в рамках II пленума ЦК Роспрофжела.

Работники “РЖД-Здоровье” стали первыми, кто столкнулся со сложностями. Эта организация была куплена сетью отелей “Азимут”. Похожая история случилась еще со многими предприятиями, уходившими из системы “РЖД” в частные руки. В процессе приходилось жертвовать льготами, и даже если их было немного - это все равно неприятно.

Например, Светлана Горбунова, председатель объединенной первичной профорганизации ОАО “Элтеза”, рассказала, что коллективный договор на предприятии, несмотря на все старания профсоюза, уже не “такой, как был в РЖД”. “Нет выплат за преданность компании, нет ежегодного бесплатного проезда в отпуск на железнодорожном транспорте”.

А зачастую профсоюзным организациям приходится отстаивать само свое право на жизнь и полноценный коллективный договор.

 - Любопытно, но при покупке рентабельного предприятия его финансовые обязательства, например недоплата налогов, передаются новым владельцам. А социальные обязательства - нет, - отметил Сергей Черногаев, председатель профсоюза.

Вера Евсегнеева, начальник департамента управления дочерними и зависимыми обществами ОАО “Российские железные дороги”, считает, что ситуацию надо менять:

- Должна увеличиться роль социальной ответственности. В момент продажи акций не прекращает действовать колдоговор.

 

МНЕНИЕ РАБОТНИКА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Между тем в западных странах есть практика, когда вопрос продажи предприятия должен одобрить трудовой коллектив. Об этом рассказал Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО “Российские железные дороги” по социально-кадровому блоку и вопросам здравоохранения:

- В 2012 году РЖД покупала контрольный пакет акций французского логистического оператора GEFCO. И во Франции новый собственник обязан перед заключением сделки провести встречу с трудовым коллективом. Причем именно со всем трудовым коллективом, а не с профсоюзом, ведь на предприятии может быть много профорганизаций. И новый собственник должен уговаривать людей, чтобы те согласовали договор купли-продажи. Если коллектив не согласен, то сторонам дается три месяца на обдумывание, и встреча повторяется. И вот тогда уже, если коллектив и во второй раз отказывается, продажа происходит без этого разрешения. В данном случае нам пришлось согласовать около 300 вопросов, прежде чем коллектив пошел на одобрение сделки. И я читаю, такая система правильна - собственник пытается найти общий язык с профсоюзами.

По словам Шаханова, материнская компания может сыграть некоторую роль в защите работников при продаже подразделения. Но очень важно, в чьи руки уходит коллектив.

- Если коллектив уходит из материнской в дочернюю организацию, то материнская может влиять на ситуацию. И у дочерней есть обязательство в течение года сохранять условия коллективного соглашения. Это своего рода “якорь”, который мы закрепили и уже применяли, например, у ремонтников. А вот с новыми собственниками у “РЖД” намного меньше возможностей влиять. Но они тоже есть. Например, можно вписать в конкурсную документацию, в условия договора, обязательство по сохранению положений колдоговора в течение некоторого времени. Но будем откровенны, после продажи “РЖД” уже ничего не может сделать. Что-то сделать могут только профсоюзы.

 

РАБОТОДАТЕЛЮ САМОМУ ВЫГОДНО

- На самом деле социальная ответственность выгодна не только работнику, но и работодателю, - считает Елена Косаковская, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР. - К примеру, есть такое понятие, как социальный аудит. И во Франции он показал, что главные точки преткновения в официальных трудовых отношениях - даже не в деньгах, а в том, поздоровался ли генеральный директор с уборщицей. И есть примеры того, как простой опрос “чего не хватает” приводил к росту прибыли на 5%.

Такой же точки зрения придерживается представитель работодателя Алексей Зыкин, директор по работе с персоналом и административным вопросам ООО “СТМ-Сервис”. Эта компания занимается сервисным обслуживанием локомотивов парка РЖД. В ее составе два сервисных центра и 27 сервисных локомотивных депо, расположенных на территории 25 субъектов РФ и семи железных дорог - филиалов ОАО “РЖД”.

- Я в руководстве нашей компании один являюсь членом профсоюза. Взаимоотношения с профсоюзом у нас бывали разными. Но сейчас из 11 тысяч работников 9,5 тысячи у нас состоят в профсоюзе. И время показало, что сотрудничество с профсоюзом, хороший социальный пакет - только на пользу предприятию. Вот сейчас у нашей компании есть потребность в 750 работниках. И когда кто-то из руководства компании начинает задавать вопросы, а стоит ли столько средств тратить на работников, мне есть что им сказать. Тут я сразу вспоминаю, что я член профсоюза. И надеюсь, что мы не поменяем свою политику. У нас даже новации есть - например, разыгрываем среди вакцинированных сертификаты дополнительного медицинского страхования на стоматологические услуги.

 

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Сергей Чаплинский, генеральный директор объединения “Желдортранс”, тоже признает, что с новыми собственниками сложно работать.

- Они сразу выходят из объединения работодателей. Но нельзя считать, что после этого совсем ничего нельзя сделать. Они все еще в нашей отрасли. И на них должны распространяться условия отраслевого договора, если они официально не отказывались от присоединения. А у нас есть статья 35 ТК “Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. Там прописан такой механизм, как отраслевая комиссия. Давайте ее уже соберем! Кроме того, я предлагаю включить в повестку трехсторонней комиссии вопрос о совершенствовании статьи 48 ТК “Действие соглашения”. Надо, чтобы все выполняли отраслевое соглашение.

С ним согласен Александр Лощагин, руководитель департамента социального партнерства, труда и заработной платы: “Надо использовать возможности отраслевой комиссии”.

Геннадий Косолапов, генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников, считает, что нужно менять законодательство:

- Наиболее высокий уровень профсоюзного членства в нашей отрасли - в северных странах, Скандинавии. То есть там, где профсоюзы поддерживает государство. Сейчас переговорный процесс стали уже называть “коллективным попрошайничеством”. Европа переходит от переговоров к законодательному закреплению гарантий. Например, МРОТ на уровне 50% от средней зарплаты или 60% - уже закон, а не предмет переговоров.

По мнению Косолапова, при смене собственника нужно сохранять действия старого коллективного договора минимум на год. Кроме того, год нельзя увольнять работников, а новый собственник должен признать имеющийся профсоюз.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

- Сейчас о важности социального партнерства говорят первые лица государства, в том числе президент, - сказал Сергей Черногаев “Солидарности”. - Но в действиях новых работодателей мы видим тенденцию, обратную решению государства. Именно поэтому мы обсуждаем проблему на пленуме, чтобы выбрать, какими путями ее решать. Что же касается проблем с вагоноремонтными депо, то ситуация складывается странная. Новый собственник провел с нами встречу, пообещал вступить в сотрудничество. Мы создали, так сказать, творческую группу для разрешения ситуации. Мы дали им свои предложения, сделали первые шаги. А в ответ пока ничего.

 

Полина Самойлова

Фото: Владислав Куликов

 

https://www.solidarnost.org/articles/pora-sobirat-otraslevuyu-komissiyu.html