Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

Николай Никифоров – о том, как обстоит ситуация с аутсорсингом


Аутсорсинг стал применяться при реформировании ОАО “РЖД” для повышения эффективности железных дорог. Вот только зачастую в результате получается не снижение издержек, а их рост. Не повышение эффективности работы, а банальное сокращение социальных льгот и просто сокращение персонала.

Специалисты Роспрофжела получают огромное количество сообщений о подобных нарушениях. Как обстоит ситуация с аутсорсингом в настоящее время, корреспонденту “Солидарности” ответил председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров.

- Николай Алексеевич, с точки зрения Роспрофжела, оправдался ли аутсорсинг как способ повышения эффективности российских железных дорог?

- В целом мы никогда не приветствовали аутсорсинг. Наш профсоюз всегда был против и заемного труда, и кадровых агентств. Но сегодня работодатель не обязан учитывать мнение профсоюза по данному вопросу. Процесс перевода отдельных видов работ - идет и в системе РЖД, и в дочерних обществах.

Мы практически не имеем примеров, когда бы передача на аутсорсинг дала положительный результат - что стало значительно комфортнее работать, что экономика улучшилась или качество. Например, еще в 2007 году часть проводников из Федеральной пассажирской компании (дочерняя компания ОАО “РЖД”. - Д.Н.) передавали на аутсорсинг. Потом посмотрели, как работа складывается, и решили все вернуть. Потому что пассажирские перевозки, как у нас говорят руководители и как это на самом деле, - это лицо компании. Люди судят о работе железнодорожного транспорта по качеству услуг именно на пассажирских перевозках. А что получилось? Аутсорсинговые компании в большинстве случаев набирали тех людей, которые или провинились раньше, или были уволены за различные нарушения, или набирали случайных людей “с улицы”. Либо брали на подработку действующих сотрудников ФПК. В отношении последних понятная ситуация: без отдыха, перегруженные - о каком качестве услуг можно было говорить... Сейчас от этого ушли. Есть лишь несколько частных пассажирских перевозчиков, там относительный порядок.

- Положительные примеры все-таки должны быть?

- Да, это работа сервисных компаний по ремонту локомотивов. Цель была такая же, как в автомобилестроении: сервисное обслуживание от производителя на полный срок службы. Сразу скажу, тяжело идея претворялась в жизнь. Все-таки переход в новые структуры затрагивал 60 тысяч человек! И новый собственник сразу начал говорить о сокращении льгот и гарантий. Люди не могли понять: они остаются на том же рабочем месте - а условия меняются. Здание и оборудование остались, а работы по текущему и среднему ремонту передавались в “Трансмашхолдинг-Сервис” (“ТМХ-Сервис”) и “Синара транспортные машины - Сервис” (“СТМ-Сервис”).

Долго мы вели переговоры с руководителями разных уровней, добивались принятия документа о сохранении льгот и гарантий. В итоге подписали трехсторонние соглашения между ОАО “РЖД”, Роспрофжелом и “ТМХ-Сервисом” в одном случае и “СТМ-Сервисом” - в другом, с сохранением всех гарантий и льгот. Затем создали первичные профсоюзные организации, и начались переговоры о заключении коллективных договоров. Принятые коллективные договоры в основном соответствовали коллективному договору ОАО “РЖД”, но все же некоторые потери по льготам были.

- Как часто Роспрофжел сталкивается с ухудшением социальных гарантий для персонала, перешедшего в аутсорсинговую компанию?

- Это массовое явление. Взять, к примеру, передачу автомобильного обслуживания и ремонта транспорта. Передавали автомобили и водителей. Главная трудность была в заключении трехстороннего соглашения о сохранении льгот и гарантий на первый год. На этот этап полгода ушло. Но водители, посмотрев на условия работы, на контракты, в основном краткосрочные, стали увольняться. В результате было трудно создать первички. Сейчас они созданы, но льготы существенно потеряны.

Плохо обстоят дела в структурах, связанных с обслуживанием домов и комнат отдыха локомотивных бригад. Перевод на аутсорсинг прошел без широкого обсуждения, передавали постепенно. Вскоре появились проблемы с выплатой заработной платы, людей переводили на гражданско-правовые договоры, люди стали бесправными.

Главная задача у новых структур - получить прибыль. И решается она просто - недоплатой и экономией на гарантиях и льготах.

- Удается ли Роспрофжелу влиять на изменение ситуации к лучшему?

- Это процесс долгий. Когда происходит перевод людей в аутсорсинговую структуру, мы объясняем, что вы пришли в другую организацию и необходима новая первичка профсоюза, для того чтобы начать работу над коллективным договором. Но подчас работники разрознены, находятся в сотнях километров друг от друга, из-за этого сложно создать единую профорганизацию. Поэтому мы оставили их на учете в прежней организации и оказываем помощь, а затем уже создаем ППО.

В прошлом году из вычислительного центра ОАО “РЖД” выделилась структура ООО “Отраслевая сервисная компания “ИнфоТранс”, которая будет заниматься обслуживанием и ремонтом вычислительной техники. Мы начали создавать там первичку. У руководства новой структуры - сразу же полное отторжение этой идеи. Специалисты Роспрофжела объяснили, что все происходит в рамках закона, и если люди захотят, они объединятся. Создали организацию, численность которой оказалась меньше половины работников. Наши сотрудники стали объяснять людям, что для сохранения гарантий нужен коллективный договор. А для этого требуется увеличение числа членов первички. Убедили. Сейчас там 60% трудового коллектива - члены профсоюза. И уже подписан коллективный договор.

- Критерии отбора компаний, оказывающих услуги в рамках аутсорсинга, требуют изменений?

- Критерии прописаны РЖД. Это опыт работы, соответствующие навыки персонала, соответствующее оборудование, отсутствие долгов, хорошие рекомендации. А говорить, какой уровень зарплат и социальных льгот устанавливать, - это невозможно в рамках действующего законодательства. Мы добились, чтобы был гарантированный прием в новую организацию и в первый год не снижался уровень льгот и гарантий. Дальше - работа трехсторонней комиссии.

- Какую часть персонала ОАО “РЖД” за последние годы затронуло внедрение аутсорсинга?

- Порядка 90 тысяч человек. Это те, кто уже работает в аутсорсинговых структурах. И, к сожалению, число этих работников в ближайшие годы будет только увеличиваться. В первую очередь в планах компании передавать сторонним организациям выполнение ремонта, услуги.

- Что показывает международная практика применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте?

- Я довольно много общаюсь с коллегами из-за рубежа, и практически все говорят, что ничего положительного аутсорсинг не дает. Везде происходит ущемление прав работников. А еще стоит отметить, что государственные структуры кризисные явления в экономике проходят намного спокойнее, чем структуры частные. Это общемировая тенденция. Учитывая участившиеся рецессии и падения, это не стоило бы сбрасывать со счетов.

- Как Роспрофжел может влиять на изменение ситуации?

- Мы постоянно занимаемся этой проблемой. Работаем и с правительством, и с Государственной думой. Результатом стал запрет передавать на аутсорсинг работы, связанные с движением поездов. То есть те, от которых зависит безопасность как грузовых, так и пассажирских перевозок.

 

Фото: Николай Федоров / "Солидарность"

https://www.solidarnost.org/articles/Autsorsing_na_rel_sy_ne_stavitsya.html