Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

Женщинам везде дорога


Водить «Сапсаны» и «Ласточки» скоро смогут женщины, а с 2020 года ОАО «РЖД» перейдет на новую форменную одежду.

Об этом было заявлено на первом Форуме по улучшению труда, отдыха и социальной поддержке женщин ОАО «РЖД», прошедшем в подмосковном санатории «Березовая роща». Полтора года назад генеральный директор компании Олег Белозеров поручил обратить особое внимание на условия труда женщин, продумать мероприятия для реальной социальной поддержки, выяснить, какие вопросы волнуют железнодорожниц.

«С тех пор женский вопрос у нас практически постоянно находится на повестке дня, — рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. — Для того, чтобы изучить условия труда женщин, все факторы, влияющие на их трудовую деятельность, в 2018 году по всем регионам дорог были проведены две волны исследований. Мы посмотрели на обеспеченность спецодеждой и ее качество, на организацию питания, санбыт, на образ жизни и здоровье сотрудниц. По поручению генерального директора в этом году провели дополнительное исследования по теме «стресс».

В декабре 2017 года был создан Координационный совет и его региональные подразделения. За такой небольшой срок с помощью Совета в компании принято несколько решений, облегчивших жизнь работницам. Например, в текущем учебном году открыты 292 ясельные группы, а 40 детских садов перешли либо на удлиненный рабочий график, либо на круглосуточный. На Приволжской дороге запущен пилотный проект по применению режима гибкого рабочего времени и дистанционной работы для женщин. По его результатам разработаны рекомендации, закрепленные в нормативных документах. Также компания подготовила дополнительные разъяснения по переводу на легкий труд в период беременности.

Помимо этого, принято решение о предоставлении «женского дня» — один раз в месяц без сохранения зарплаты. Таким образом, появилась возможность посетить утренники в детском саду, решить семейные вопросы. Детям работников от четырех лет предоставили право бесплатного проезда по транспортным требованиям в поездах дальнего следования с занятием отдельного места, о чем женщины неоднократно просили руководство компании. Перечень элементов КСП был дополнен возможностью компенсации оплаты услуг няни, частных детских садов и учреждений культуры. На ряде объектов социальной сферы созданы детские комнаты. На полигонах Восточно–Сибирской и Северо–Кавказской дорог проходят пилотные проекты по изучению возможности компенсации затрат на занятия детей физкультурой и спортом. По их итогам будет принято решение о распространении их опыта на сеть.

Появились новшества в медицинском обеспечении. Так, в рамках новой программы добровольного медицинского страхования, утвержденной в конце декабря, был существенно расширен перечень медуслуг с применением узких специалистов. Два передвижных консультативно–диагностических центра, действующих на полигонах Восточно– Сибирской и Дальневосточной дорог, в 2018 году посетили 187 станции, где провели множество профосмотров и необходимых женщинам исследований.

Также были разработаны программы под общим названием «Женское здоровье», которые включают обследования, позволяющие оценить риски развития той или иной патологии. В санаториях «РЖД–Здоровье» созданы специализированные оздоровительные программы, в том числе «Мать и дитя». Разработан комплекс упражнений по производственной гимнастике и ряд других мероприятий Школы здоровья. Большинство мероприятий организовано в дополнение к Коллективному договору ОАО «РЖД». Потому в действующий документ внесли изменения. «Наши отношения с руководством холдинга строятся по принципу взаимоуважения и социального партнерства, поэтому у нас получаются хорошие документы, — отметил председатель РОСПРОФЖЕЛ Николай Никифоров. — И существуют они не только на бумаге, они реализуются, приносят людям ощутимую пользу. Взаимодействие профсоюза с руководством компании считается одним из лучших в стране».

Изначально договаривались не обсуждать на форуме вопросы гендерного равенства, но не поговорить о профессиях, которые сейчас женщинам недоступны, было невозможно. Вопрос пересмотра перечня неженских профессий сейчас находится в поле зрения Минтруда, ОАО «РЖД», профсоюза. Аккумуляторщик, водитель дрезины и его помощник, помощник и машинист мотовоза, дизельпоезда, электропоезда, а также всех видов локомотивов, монтер пути, составитель поездов, осмотрщик– ремонтник вагонов, ряд других профессий были закрыты для прекрасного пола постановлением правительства РФ еще в 2000–м году.

Однако почти за 20 лет многие вредные производственные факторы благодаря развитию новых технологий почти сошли на нет, и условия труда значительно улучшились. А потому вполне понятно желание женщин иметь равные с мужчинами права при устройстве на работу и получать более высокую заработную плату. Например, многие хотят стать машинистом электропоезда. «У нас налажено взаимодействие в рамках Международной федерации транспортников с нашими коллегами, и мы знаем, что в Испании, Великобритании, Японии, Бразилии, Норвегии, Марокко и ЮАР, ряде других стран женщины успешно выполняют эту работу, — сказал Николай Никифоров. — Отмечают, что с приходом женщин на эти традиционно мужские рабочие места существенно улучшились условия труда для всех работников. У нашего профсоюза по этому вопросу четкая позиция: все решения по актуализации перечня должны приниматься после проведения комплексной оценки рабочего места и тщательного анализа результатов СОУТ. И не только с точки зрения оценки гигиенических факторов, но и с учетом технической и технологической безопасности рабочего места».

«Сегодня Клинским институтом охраны и условий труда проводится специальная оценка влияний условий труда на организм работающих женщин, это делается для последующего пересмотра перечня, — отметил Дмитрий Шаханов. — Если по итогам исследований по ряду профессий и видов деятельности будут сняты ограничения и это будет закреплено документально, мы проведем пилотные проекты. Речь в первую очередь идет о машинистах «Ласточек» и «Сапсанов». Они поедут под управлением женщин. Мы для себя поставили такую задачу».

Ну а пока суд да дело, в компании приняты два серьезных кадровых решения — впервые главным инженером Центральной дирекции по тепловодоснабжению назначена женщина — Наталья Попова, а должность замначальника Северной дороги по кадрам и социальным вопросам заняла Наталья Жованик.

«Наша задача — обеспечить женщинам условия работы на самом высоком уровне, — отметил генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. — Поэтому развитие системы социальной поддержки женщин, создание комфортных, гибких, современных условий для работы — в числе безусловных приоритетов компании».

Снижение стрессовой нагрузки — тоже. Кстати, прозвучавшие предложения по поводу кабинетов психологической разгрузки генеральный директор одобрил: «Хорошее предложение, тем более, что и велосипед изобретать не надо, ведь в локомотивных депо они раньше были».

Проведенное исследование по теме «Стресс — влияние на работу женщин», где в качестве исследуемых выступили руководители и специалисты (они чаще отмечают высокий уровень производственного стресса, чем рабочие), показало, что на психологическое равновесие влияют определенные факторы. Чаще всего это организация рабочего процесса и стиля управления.

Речь в основном шла об избыточном количестве отчетов и совещаний, обилии проверок, иногда — об избыточном жестком контроле. А также — об уровне нагрузок, жестких сроках исполнения заданий, нехватке времени на исполнение. И, что немаловажно, — о стиле взаимодействия. Прежде всего, о несоблюдении деловой этике, и недостаточности межличностных коммуникаций.

По поводу нарушения деловой этики Олег Белозеров высказался однозначно: «Будем принципиально разбираться с каждым случаем, а для этого нужно настроить правильную обратную связь. Каждый наш сотрудник, от рабочего до руководителя, должен понять, что ни одно действие, выходящее за рамки этикета, не будет оставлено без внимания. Человек позволяет себе «сказать лишнее», потому что думает, что это сойдет ему с рук. Не сойдет. Отмечу, что на комиссиях мы по заявлениям разбираем различные случаи, и по алкоголю в том числе. Вижу, что ситуация меняется в лучшую сторону».

Поскольку женщинам не безразлично, как они выглядят, было создано 20 моделей спецодежды по 12 техническим условиям. Планируется, что уже во второй половине года новая спецодежда и спецобувь будут поступать на сеть.

Женская коллекция имеет более высокие защитные свойства и изготовлена из современных качественных тканей. Однако Олег Белозеров, посмотрев выставленные в фойе санатория образцы одежды и обуви, высказался о них критично: «Мои впечатления — это не совсем то, что мы с вами ожидали увидеть. Сейчас есть больше возможностей для того, чтобы учесть индивидуальные потребности каждого человека. Считаю, что именно индивидуальный подход должен быть самым важным. Всем должно быть комфортно на работе. В наших возможностях все решить».

Так что перед поставкой на сеть коллекцию доработают с учетом замечаний генерального директора. Кстати, компания сейчас также проводит работу по улучшению форменной одежды. Она должна быть удобной, функциональной, качественной и красивой.

Разработанные рабочей группой опытные образцы проходят сейчас тестовую носку в дирекциях управления движением и моторвагонного подвижного состава. Дмитрий Шаханов отметил, что переход на новую форменную одежду запланирован на 2020 год.

Более 30% работников РЖД сегодня — женщины. Они трудятся как на рабочих, так и на руководящих должностях. А потому для компании важно создать такие условия, чтобы женщины могли более успешно совмещать работу и семейные обязанности.

«Женщины в силу их ответственной социальной роли в обществе чаще попадают в трудные жизненные ситуации, когда от их здоровья, благополучия и силы духа зависит жизнь и других людей — детей, возрастных родителей, родных,— отметил Олег Белозеров. — Мы должны тщательнее отслеживать такие ситуации и по возможности точечно помогать и поддерживать. В первую очередь — внутри трудовых коллективов. Зачастую это не требует больших материальных вложений, достаточно бывает пообщаться, проявить понимание ситуации, выразить сочувствие. Считаю, что сегодня этот элемент мы несколько упустили».

И профсоюзу, и координационному совету есть над чем работать.

 

http://rosprofzhel.rzd.ru/article_files/press_5383_1.pdf