Волонтеры-железнодорожники и специалисты музея из отряда «Кошурниковец» провели акцию у мемориала изыскателей «трассы мужества»
Сегодня, 3 ноября, исполняется 81 год со дня трагической гибели руководителя экспедиции по строительству будущей железной дороги Александра Кошурникова. Накануне этой даты волонтёры-железнодорожники и специалисты музея из отряда «Кошурниковец» провели акцию у мемориала изыскателей «трассы мужества». На месте побывала и корреспондент «КЖ».
Добровольцы едут к посёлку Нижняя Тридцатка, вблизи которого на высоком берегу реки Казыр 80 лет назад, в октябре 1943 года, был похоронен руководитель отряда Александр Кошурников.
Впереди непростой путь к памятному месту, где дань уважения и благодарности уже много лет отдают всем трём участникам этой трагически завершившейся экспедиции Новосибирского проектного института «Сибгипротранс». В составе группы изыскателей трассы были также Алексей Журавлёв и Константин Стофато. Оба навсегда ушли в ледяные воды Казыра 2 ноября 1942 года.
Символично, что в год 110-летия со дня рождения Алексея Журавлёва мемориал впервые посетила его внучка. Оксана Журавлёва – врач, живёт с мужем в Новосибирске.
На берегу Казыра стоит стела – рельсы, устремлённые в небо. Благодаря помощи начальника Красноярской дороги Алексея Туманина здесь была установлена памятная доска из чёрного мрамора с описанием подвига, а до этого при поддержке заместителя председателя дорпрофжела Анатолия Ковалёва были сделаны портреты изыскателей.
Повороты истории
Экспедиция добровольцев, к которой в этом году присоединились и супруги Журавлёвы, стартовала от станции Кошурниково затемно, около трёх часов утра, на двух автомашинах.
Гости из Новосибирска накануне побывали в школе №22, где находится музей им. А.М. Кошурникова – филиал Курагинского районного краеведческого музея. Познакомились с экспозицией и узнали много нового. Ночевали в доме отдыха локомотивных бригад.
– Мы договорились с коллегами-локомотивщиками о размещении наших гостей, – рассказывает по дороге руководитель волонтёрского отряда «Кошурниковец», председатель первичной профсоюзной организации Кошурниковской дистанции пути Ирина Вавилова. – Транспорт тоже выделен благодаря поддержке железнодорожников. И конечно огромное спасибо нашим водителям, которые везут нас по бездорожью. Ежегодно организуем две-три такие поездки, чтобы постоянно содержать мемориал в порядке. И с каждым годом добровольцев становится больше.
По состоянию здоровья не смогла отправиться в эту поездку Дина Иванова – ветеран Красноярской дороги, одна из инициаторов создания музея и движения кошурниковцев. Дине Ивановне в этом году исполнилось 85 лет. Она работала в дистанции гражданских сооружений, лично была знакома с другим известным железнодорожником – Гелием Боголюбовым, по инициативе которого в 1970-х годах был воздвигнут мемориал на Нижней Тридцатке, где захоронены останки Александра Кошурникова.
Ирина Селькина, дочь Дины Ивановой, была директором музея Кошурникова с 1996 по 2006 годы, а внучка Лариса Шелепко, машинист водоснабжения участка Курагино – Жайма Красноярской дирекции по тепловодоснабжению, с детства ежегодно принимает активное участие во всех экспедициях к мемориалу.
Дорога к нему в один конец длится не меньше шести часов. За это время нынешний руководитель музея Надежда Унгуряну успевает рассказать всю историю экспедиции.
Идея строительства железной дороги через Саяны появилась ещё в XIX веке, но эксперты того времени признали проект невозможным по причине сложного рельефа местности. Однако в 1930-х годах доставка транзитных грузов из районов Средней Азии, Казахстана, Кузбасса в Восточную Сибирь и на Дальний Восток страны стала стратегической необходимостью. Шла война, но в 1942 году специалисты «Сибгипротранса» уже искали самую выгодную трассу для южной железнодорожной ветки, которая предварительно должна была примкнуть к Транссибу в Нижнеудинске.
Поэтому именно оттуда стартовала группа изыскателей, чтобы обследовать долину реки Казыр и горный перевал. Многих усилий стоило в то время снарядить подобную экспедицию. Только 5 октября группа наконец отправилась по основному маршруту с горного посёлка Верх-Гутары Иркутской области.
Сначала на оленях, потом пешком, а после места пошли такие, где и своим ходом не пройти. «Дороги нет на всём протяжении от Левого Казыра до Пономарёвских заимок, и весь этот участок завален. Мох не растёт ни на земле, ни на деревьях: зелёного леса нет, а на сушняке он не растёт. Так или иначе, оленей придётся бросить или забить и грузить на плоты», – писал в своём дневнике Александр Кошурников.
– Отряд прошёл по реке 180 километров и миновал все наиболее опасные места. Но зима наступала стремительно. До ближайшего населённого пункта оставалось менее 50 километров, участники экспедиции были на пределе сил, однако продолжали выполнять свой долг. По реке шли на плоту. 2 ноября случилась трагедия: плот затащило под лёд, только Александру Кошурникову удалось добраться до берега, – объясняет Надежда Унгуряну.
Есть строки, которые каждый в отряде «Кошурниковец» знает наизусть. Это последняя запись в дневнике Александра Михайловича: «3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замёрзну».
Только через год останки изыскателя нашли и доставили в Нижнюю Тридцатку. Опознали его по одежде и дневнику, в котором было подробное описание геологического строения террас, водных характеристик реки и гибели экспедиции.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 года Александр Михайлович Кошурников был посмертно награждён орденом Ленина, Константин Аристидович Стофато и Алексей Диомидович Журавлёв – орденами Трудового Красного Знамени.
Время волонтёров
Наша «буханка» бодро прыгает по ухабам. За окнами в предрассветных сумерках открываются места, которые и сегодня, спустя 80 лет после экспедиции Кошурникова, выглядят суровыми и медвежьими. В такие осенние дни легко представить все трудности, с которыми столкнулись в пути изыскатели, всю силу духа и мужество, которые понадобились им тогда.
Вот и Казыр. Здесь развилка, от которой нужно сворачивать, чтобы по дороге, которой нет на карте, добраться до Нижней Тридцатки. Во время небольшой стоянки волонтёры успевают прикрутить обновлённый дорожный указатель: «Посёлок Казыр – Нижняя Тридцатка». Средства на это собрали своими силами.
– Немало людей ежегодно хотят посетить мемориал, им интересна история экспедиции и строительства «трассы мужества», а без указателя многие сворачивают не туда, – говорит председатель совета ветеранов узла Кошурниково Сергей Пахомов, одновременно ловко орудуя шуруповёртом.
К десяти утра мы добираемся до мемориала. Накануне был сильный дождь, с утра моросило, но в этот момент наконец проглядывает долгожданное солнце.
Казыр красивая и рыбная река. У берега, где стоит крепкая деревня староверов, много лодок. Бородатые местные рыбаки ходят и разговаривают неторопливо и на приезжих внимания не обращают. Зато все мы дружно задираем головы в небо и удивляемся, когда прямо над домами взлетает вертолёт. Вот так живут теперь староверы!
Помимо местных, здесь много приезжих рыболовов, которые, к сожалению, берут с собой не только удочки, но и свои дурные привычки. Берег усеян мусором, битым стеклом, одноразовой посудой. А ведь в июне добровольцы отряда «Кошурниковец» тщательно убрались вокруг стелы, на самом мемориале, вывезли мусор. И вот теперь эту работу нужно сделать снова.
Во время субботника возникла идея в следующий раз установить здесь плакат с просьбой уважать память героев и труд волонтёров.
Уборка завершена. Настало время для традиционной торжественной церемонии. Оксана Журавлёва и другие новички поднимаются по ступеням к мемориалу. Оттуда с высокого берега далеко видна гладь Казыра. Огоньки зажжённых свечей дрожат на ветру. Звучат слова посвящения. Ирина Вавилова повязывает новобранцам белые галстуки с эмблемой отряда. Потом все спускаются к берегу, и вот уже красные гвоздики плывут по холодной воде, отражающей небо. И звучат слова всем с детства известной песни: «Три имени в пути в одно сольются: Кошурников, Стофато, Журавлёв...»
– Бабушка немного рассказывала об истории экспедиции, про деда, он ведь погиб совсем молодым. Но только здесь, когда спустилась к реке, я по-настоящему поняла, какая тяжёлая и героическая судьба ему выпала, – поделилась впечатлениями Оксана Журавлёва. – Думаю, что сегодня у нас в семье родилась новая традиция: наверное, вместе с мужем мы будем приезжать сюда в память о подвиге деда.
Мария Кузнецова
Фото автора
https://www.gudok.ru/zdr/176/?ID=1650151&archive=66014