Сотрудничество - от слова «труд»
Находить компромиссы в кризисные время сторонам труднее, но можно. Ведь тем и ценнее партнёрство
Труд - вот корень в слове «сотрудничество». Говоря о Коллективном договоре, необходимо подчеркнуть, что нелегко рождается он для обеих сторон - как для работодателя, так и для профсоюза, выступающего коллективным представителем защиты интересов работников.
На Красноярской железной дороге 22 июля состоялся Региональный форум социальной ответственности и партнёрства. Он охватил 812 участников, гостей и приглашённых лиц, собравшихся в зале заседаний управления дороги и в 156 студиях на линии.
Важные вопросы необходимо было обсудить на нём участникам, представлявшим компанию ОАО «РЖД», Дорпрофжел и первичные организации профсоюза, трудовые коллективы полигона дороги.
В текущем году истекает срок действия текущего Коллективного договора ОАО «РЖД», заключённого на период2014 - 2016 года. Предложение РОСПРОФЖЕЛ о продлении данного договора на последующие три года не нашло поддержки у руководства компании. И действительно, действующий Колдоговор принимался в иных социально-экономических условиях, когда российская экономика была растущей и словосочетание «экономические санкции стран Запада» ассоциировалось с политической обстановкой где-нибудь на Ближнем Востоке или в странах Карибского бассейна. В этих условиях, как отметили руководители компании, возникла необходимость заключения нового Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы.
Сторонами социального партнёрства уже была проделана определённая работа по подготовке проекта этого договора. Были утверждены составы комиссий, была достигнута договорённость о подписании нового основополагающего документа о сотрудничестве в срок до 30 ноября, подписаны графики всех необходимых подготовляющих мероприятий, проведены необходимые консультации.
Как было отмечено в постановлении президиума Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) от 21 июня 2016 года, сторона работников приняла решение, что в условиях сложной финансово-экономической ситуации для формирования профсоюзного варианта нового Колдоговора за основу будет взят действующий. С учётом предложений, поступивших от первичных профсоюзных организаций на железных дорогах, а также содержащихся в решениях форумов социальной ответственности и партнёрства и ассамблей социальных партнёров. Сторона работодателя наметила подготовить свой новый проект договора в срок до 1 августа.
Компания предполагает сформировать его на основе ряда концептуальных подходов. В частности, таких, как повышение адресности предоставления гарантий, компенсаций и льгот, в том числе и посредством расширения применения компенсируемого соцпакета работника. А также увеличения доли гарантий, которые предоставляются на страховых принципах и условиях их софинансирования работниками и работодателем.
Предполагается также и постепенное замещение льгот вариативным возможностями получения негосударственной корпоративной пенсии и усиление принципа ответственности работников за производственные результаты своих коллективов, в том числе и индивидуальной ответственности. Словом, кризис разбросал там и сям по семечку противоречий. А противоречия необходимо сглаживать, как острые углы, добиваясь вариантов той действительности, которая бы оптимально устраивала всех.
На форуме были заслушаны выступления в общей сложности 14 докладчиков, в том числе начальника Красноярской железной дороги Владимира Рейнгардта, председателя Дорпрофжела Юрия Скотникова и гостей президиума - начальника Департамента ОАО «РЖД» по организации, оплате и мотивации труда Сергея Саратова и главного правового инспектора труда РОСПРОФЖЕЛ Якова Купреева.
В своём докладе председатель дорожной профсоюзной организации рассказал о работе, проделанной Дорпрофжелом в 2016 году в части защиты прав и интересов членов профсоюза в трудовых спорах, о мероприятиях по охране труда, проведённых на дороге, о достижениях профсоюзной организации по программам оздоровлении работников, о развитии массовой физкультурной и спортивной работы на магистрали. Говоря о трудовых достижениях коллективов дороги, Юрий Скотников, в частности, отметил как негативный фактор ряд мер, принятых по оптимизации численности работников и по применению режимов неполного рабочего времени, глава Дорпрофжела также высказался против завышения плановых заданий для дороги, которая уже целых полгода наперекор всем неблагоприятным ветрам экономики поднимает свои трудовые показатели.
Определённое единодушие с профсоюзным лидером железнодорожников магистрали выразил и Владимир Рейнгардт. Рост экономических достижений полигона - к уровням прошлых периодов и к прошлому году - неуклонно происходил в течение 2016 года в погрузке, начислении выручки, к увеличению доходной ставки, тарифного грузоборота и транзита. Целенаправленная работа по снижению количества отказов технических средств на полигоне железной дороги обеспечила рост качественных показателей, таких, как средний вес поезда, производительность локомотива, участковая скорость, которые также были выполнены к плану и улучшены к уровню прошлого года.
И снова были сказаны слова о необходимости дифференцированного подхода при установлении заданий - как по снижению среднесписочной численности работников, так и по оптимизации бюджета затрат на перевозочных видах деятельности для региональных дирекций полигонов железных дорог, обеспечивающих значительный рост объемов к уровню 2015 года. И о том, что в условиях дефицита бюджета и секвестирования объёмов капитального ремонта инфраструктуры приведёт к снижению балловой оценки. Красноярская железная дорога ежегодно изыскивает внутренние резервы в технологических улучшениях, рационализаторской работе и постоянно находит новые точки роста в экономике регионов своего присутствия.
В выступлениях участников с мест и линии была озвучена информация о выполнении в предприятиях текущего Колдоговора, но прозвучали и тревожные сигналы. Энергетиков дороги, например, со слов начальника дирекции энергообеспечения Александра Шадрина, беспокоит их вывод из состава Красноярской дирекции инфраструктуры в новую отдельную вертикаль, так как при этом может произойти еще одна «оптимизация» штатов. В выступлении электромеханика ШЧ-4 Саянская Юлии Пряжниковой прозвучала коллективная жалоба на крайне неудобное летнее расписание рабочего поезда, при котором работники уезжают на участки обслуживания в начале шестого утра, а возвращаются только в девять вечера. Заместитель начальника Красноярской дирекции по ремонту пути Пётр Лукоянов выступил за интересы Красноярского рельсосварочного поезда №7, который встал в план головного предприятия ООО «РПС-М» (аутсорсинговой компании) на ликвидацию. Город и край, сказал Пётр Лукоянов, теряют пусть маленькое, но металлургическое предприятие с уникальными специалистами, а люди - работу и жизненные перспективы. При этом для дороги произойдёт удорожание плетей в части их доставки с ЗСЖД.
Подытоживая работу форума главный правовой инспектор труда РОСПРОФЖЕЛ Яков Купреев сказал, что Красноярская дорога находится в антирейтинге по количеству трудовых трений между работниками и администрациями предприятий на 14-м месте на сети. То есть, говоря простыми словами, на третьем месте по благоприятности климата рабочих отношений.
- В этом я вижу обоюдную заслугу как Дорпрофжела, так и грамотных работников кадрового блока дороги, - сказал Яков Купреев.
В окончание заседания участники регионального Форума социальной ответственности и партнёрства на Красноярской железной дороге решили без дополнительных редакций принять резолюцию, выработанную по результатам работы профсоюзных конференций, состоявшихся на всех предприятиях магистрали.
Роман Кайгородов