Северная надбавка для «первозимников»
Профсоюз предложил установить для молодежи, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, процентную надбавку к заработной плате с первого дня работы.
Это предложение было озвучено участниками Школы молодого профсоюзного лидера, которая на днях завершила свою работу в столице.
Напомним, что первоначально такая надбавка была установлена статьей 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» для молодых работников в возрасте до 30 лет, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ основанием для выплаты надбавки стала статья 316 ТК РФ. А именно, «органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ устанавливать надбавки для бюджетных учреждений». На работников ОАО «РЖД» данное решение не распространялось.
23 августа 2008 года руководством ОАО «РЖД» принято решение «если применение льготного порядка исчисления размера процентных надбавок, установленного субъектами РФ, предусмотрено нормативными документом железной дороги, руководителем филиала ОАО «РЖД» устанавливается аналогичный порядок».
Таким образом, указанная надбавка выплачивается в ОАО «Российские железные дороги» на основании решений субъектов Российской Федерации, причём необходимые решения приняты не везде, и предусматривают в качестве условия выплаты наличие пяти лет проживания в регионе.
В связи с этим РОСПРОФЖЕЛ предложил рассмотреть вопрос об установлении вышеуказанной процентной надбавки, в полном размере с первого дня работы, независимо от времени их проживания в северных регионах, как это установлено, например, законом Республики Коми.
- Введение данной льготы не потребует значительного финансирования, в то же время позволит устранить имеющиеся диспропорции в оплате труда работников, не связанные с их деловыми качествами. В частности, в настоящее время на Северной железной дороге разница в заработной плате между молодыми работниками, приехавшими на работу и постоянно проживающими в северных регионах, достигает 20 тысяч рублей, - считает профсоюз.