Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

Сергей Штронда: Профсоюз – для защиты трудящихся и в помощь людям


Более полугода назад дорожную территориальную организацию РОСПРОФЖЕЛ на Красноярской железной дороге возглавил Сергей Штронда. Первые итоги работы, отношение к пенсионной реформе, молодежная политика – об этом и многом другом председатель Дорпрофжел рассказал в интервью газете "Солидарность. Красноярский выпуск".
 

– Сергей Сергеевич, более полугода вы работаете в статусе председателя Дорпрофжел. Что удалось сделать за это время?

– Пожалуй, самый главный итог прошедшего времени – сформирована работоспособная команда единомышленников дорожной территориальной организации РОСПРОФЖЕЛ на Красноярской железной дороге. У всех нас общие цели и задачи, в основе которых защита трудовых прав работников. Мое главное требование к коллективу – работать как одно целое, достигать хороших результатов по нашему главному показателю – профсоюзному членству. Чем выше этот показатель, тем больше доверие к профсоюзу, тем громче звучит его голос.

– Что происходило с профсоюзной численностью Дорпрофжел за последнее время – этот показатель как-то менялся?

– В вопросе профсоюзной численности Дорпрофжел демонстрирует стабильность. На сегодня в организации состоит 44069 членов профсоюза-работников Красноярской железной дороги. Это 92% от общего числа работающих. По этому показателю находимся на 27 месте в российском Профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей, поэтому нам есть к чему стремиться. Есть примеры, скажем, Северо-Кавказская железная дорога, когда охват профсоюзного членства достигает 98,8%. Ставим себе задачу работать и дальше повышать показатель по охвату профсоюзного членства.

– Ваше личное мнение, что сегодня работники железнодорожной отрасли ждут от профсоюза?

– Главная тема сегодня – реформирование железнодорожной отрасли и, как следствие, сокращение численности работников – это, с одной стороны. С другой же стороны, генеральным директором ОАО "Российские железные дороги" Олегом Валентиновичем Белозеровым, поставлена задача – и он об этой задаче доложил президенту России Владимиру Владимировичу Путину – о ежегодном повышении производительности труда на 5%. К сожалению, сегодня этот показатель достигается за счет сокращения численности штата, хотя в своих публичных выступлениях Олег Валентинович Белозеров говорит о том, что он категорически против сокращения работников. Мнение профсоюза следующее: технологический процесс должен меняться и улучшаться и только это может быть разумным основанием для сокращения рабочих мест.

– Другими словами, сегодня ситуация складывается иначе?

– Именно! Разработана программа "Цифровая железная дорога", которая постепенно внедряется в систему работы железнодорожного транспорта. Однако значительную часть в железнодорожной отрасли занимает и еще долгое время будет занимать ручной труд. Возьмем, к примеру, дирекцию по ремонту пути. Сегодня железная дорога не может похвастаться отличной "бальностью пути", другими словами, для работ по капитальному ремонту пути и его текущему содержанию просто не хватает персонала. Разве можно в этом случае поднимать вопрос о сокращении кадров?!

– Какую позицию в непростом для работодателя и работника вопросе кадровой оптимизации занимает профсоюз?

– Ведем диалог с работодателем – управлением Красноярской железной дороги. Точки соприкосновения в этом вопросе были найдены с предыдущем руководителем Красноярской железной дороги, Владимиром Гарольдовичем Рейнтгардом – он полностью разделял нашу позицию о том, что нельзя сокращать людей. Сегодня такой же диалог выстраиваем с новым руководителем КрасЖД Вадимом Владимировичем Владимировым. Основания для того, чтобы сохранять текущую численность коллектива у дороги есть: растут объемы перевозок, выполняются и даже перевыполняются намеченные планы по погрузке и выгрузки грузов. Раз растут эти ключевые показатели, значит, не должно быть дисбаланса – численность работников не может уменьшаться, когда увеличиваются объемы работы. На заседании ППО ООО "Российские железные дороги" вопросу соблюдения этого баланса уделялось особое внимание.

– К вопросу смены руководства КрасЖД – Дорпрофжелу уже удалось выстроить отношения с новым руководством? Насколько они эффективны?

– Да, работаем в диалоге. Я, как председатель профсоюзной организации, встретился с новым руководителем дороги, рассказал о нашей деятельности и приоритетах. Что касается эффективности работы – об этом лучше скажут факты. Руководство КраЖД и профсоюз провели совместный осмотр участка Красноярск-Решоты-Карабула. И руководитель дороги, как человек со свежим, не замыленным взглядом, обратил внимание на ряд требующих доработки моментов. Так, нам необходимо дооборудовать комнаты отдыха и улучшить бытовые условия для работников. Вадим Владимирович высказал мнение о том, что бытовые условия должны быть одинаково хорошими для всех категорий работников и не зависеть от удаленности станции от центра. Профсоюз эту точку зрения разделяет и уже ведет определенную работу. К примеру, профсоюз выделил денежные средства для закупки 68 комплектов нового постельного белья для работников участка.

– Позиция профсоюза – быть в диалоге с работодателем. Есть ли прецеденты, когда именно в диалоге удалось достигнуть каких-то принципиально важных решений?

– Один из недавних примеров – ПТО Красноярск-Главный, где был занижен разряд осмотрщикам-ремонтникам. Профсоюз более полугода работал над решением этой проблемы – дошли до центральной дирекции инфраструктуры в Москве и добились того, чтобы разряд осмотрщикам-ремонтникам был повышен, а, значит, люди стали получать за свою работу бОльшие деньги.

– С какими вопросами сегодня работники наиболее часто обращаются в профсоюз?

– Вопросы – от бытовых и до глобальных. Однако принцип работы всегда один: с какими бы вопросом не обращались в профсоюз, мы делаем все, что в наших силах и никогда не ссылаемся на то, что "вопрос не в профсоюзной компетенции". Эту принципиальную позицию я обозначил нашему аппарату управления – профсоюз работает для людей.

Один из инструментов работы с обращениями – благотворительный фонд, созданный на базе Дорпрофжела. Членство – добровольное, ежемесячно с работников удерживается от 50 до 200 руб. Фонд оказывает материальную помощь в различных ситуациях: частично оплачивает дорогостоящие операции, выделяет средства погорельцам и так далее.

– Как устроена работа фонда и как она связана с профсоюзной деятельностью?

– Благотворительный фонд в рамках Дорпрофжел появился еще в 2000-х годах. Первоначально в фонд входили только работники дороги, сегодня этот список расширен дочерними зависимыми обществами и аутсорсинговыми компаниями. Двери фонда открыты для всех – перечисляйте взносы и пользуйтесь возможностями фонда.

Профсоюз осуществляет патронаж фонда – я являюсь его директором. Над нами есть правление – оно осуществляет контроль. Правление состоит из семи человек – в него входят представители совета ветеранов, медицинские работники, я, мой заместитель, замначальника дороги по кадрам и социальным вопросам.

Если отвечать на вопрос, как работа фонда сопряжена с профсоюзной деятельностью, то фонд для профсоюзов – это, в первую очередь, возможность решать широкий круг задач и оказывать значительную, до 200 тысяч руб., материальную поддержку.

– Какие социально-трудовые вопросы сегодня на повестке дня в Дорпрофжел?

– Подобных вопросов достаточно много – это и частные ситуации, и вопросы, касающиеся больших коллективов. Один из примеров – ситуация в дирекции по ремонту пути. Это люди, которые делают капитальный ремонт пути: специально для этого закрывается определенный участок пути, где ведутся ремонтные работы. Люди не просто работают на этом участке, они там же и проживают, а значит, у них должны быть возможности для качественного отдыха и питания. На сегодня дирекция по ремонту пути КрасЖД располагает 126-ю вагонами для проживания, но только 50% этих вагонов пригодны для проживания. Профсоюз поднял этот вопрос перед центральным комитетом и перед центральной дирекцией по ремонту путей – люди должны жить в достойных условиях! На сегодня вопрос решен не на 100%, но нам уже удалось добиться частичной замены вагонов. Плюс, решается вопрос о том, чтобы изыскать 50% недостающих для проживания вагонов. Предложение профсоюза – взять вагоны в аренду в Федеральной пассажирской компании.

Обеспечение спецодеждой и спецобувью – эти вопросы всегда актуальны. Прошлая зима была морозной – от монтеров пути начали поступать жалобы на качество спецобуви, у людей замерзали ноги. Подключился профсоюз – в прямом смысле слова разобрали обувь на детали: разрезали одну пару сапог – в основание обуви был вставлен железный элемент, который и давал охлаждение.

– Какой процент вопросов профсоюзу удается решать на местах, а какие вопросы не обходятся без участия центрального аппарата?

– Тут нет единого сценария. Есть председатели, которые решают на местах 90% всех вопросов, 10% вопросов решаем мы на уровне руководителей служб, дирекций, зависимых дочерних обществ или на уровне дороги. Есть и другие примеры – председатели, которым нужно помогать: у них не сложились отношения социального партнерства с руководством, они хотят быть в оппозиции к руководству. Мое личное мнение – с помощью переговоров удавалось останавливать даже войны, поэтому нужно прикладывать максимум усилий, выстраивать диалог и пусть в спорах, но находить истину.

– Проходит ли на КрасЖД спецоценка условий труда и как в этой работе участвует профсоюз?

– Да, работа по специальной оценке условий труда ведется и председатели профсоюзных организаций принимают в ней самое активное участие. Они в обязательном порядке подписывают протоколы с результатами СОУТ. Если председателям ППО не хватает знаний и нужна какая-то консультация, к работе подключается техническая и правовая инспекция Дорпрофжела.

В нашей практике был прецедент, когда профсоюз не был согласен с результатами СОУТ и обратился в транспортную прокуратуру. По нашим оценкам, при проведении СОУТ в Ачинском регионе был занижен класс вредности – профсоюз вступил в переписку с работодателем, но эта работа не дала никаких результатов. Пришлось обратиться в транспортную прокуратуру – результат пусть и не 100% в нашу пользу, но он есть! В целом, можно констатировать, что закон о СОУТ недоработан и по большей части направлен на интересы работодателя, который пытается занизить класс вредности и так сократить свои финансовые затраты.

– СОУТ – вопрос, требующий особых знаний. Проводилось ли обучение председателей по этой теме?

– Обучение профсоюзного актива Дорпрофжел проводит ежегодно. Круг тем – широкий: социальная, техническая, правовая, организационно-кадровая работа, мотивация профсоюзного членства и т.д. Обучение проводится на нескольких уровнях. Сначала по узлам – Боготол, Ачинск, Мариинск, Уяр и т.д.; в конце года – общий для всех обучающий семинар продолжительностью три-четыре дня.

– Будущее профсоюзного движения за молодежью. Как сегодня строится эта работа в профсоюзе железнодорожников?

– В Роспрофжел разработана и действует концепция молодежной политики – это специальная программа, включающая в себя перечень мероприятий. Что касается Дорпрофжела – в начале текущего года президиум избрал председателем молодежного совета Татьяну Сергеевну Краскову. Дорпрофжел принял активное участие в Школе молодого профсоюзного лидера Роспрофжела, а также провел свою Школу молодого профсоюзного лидера. У президиума Дорпрофжела есть четкое понимание, что молодежь – это наше будущее, поэтому идеи молодежного совета всегда находят поддержку и поощряются, в том числе, материально. Один из недавних примеров – акция, призывающая обратить внимание на железнодорожные переезды. Молодежь подготовила соответствующие плакаты и встала с ними на переездах железной дороги по всему краю.

– Как вы сами отвечаете на вопрос, что сегодня молодежь ждет от профсоюза?

– На этот вопрос, опять же, не может быть универсального ответа. Одного интересуют материальные ценности, другого – работа в команде, третий хочет просто показать свои лидерские качества. Поэтому молодежи нужно давать свободу действий, сохраняя разумную степень контроля. Молодежь сегодня – креативная, живет в гаджетах, нужно поощрять ее идеи и учиться у молодежи чему-то новому.

– Какая поступившая от молодежи идея показалась вам особенно интересной?

– Выделю один из проектов, предложенный в рамках ежегодной Школы молодого профсоюзного лидера Роспрофжел. Это проект Евгения Богинского по охране труда, он был представлен на ШМПЛ в Москве и получил высокую оценку. Суть в том, чтобы "упаковать" многочисленные инструкции по охране труда в одну программу – это сведет на "нет" бумажную волокиту. Проект был взят для доработки в центральный аппарат Роспрофжел.

– Как выстроена в Дорпрофжел информационная работа? Используете ли вы новые каналы распространения информации?

– По сети железных дорог сайт Дорпрофжел занимает одно из лидирующих мест по таким параметрам как информационная наполняемость и частота обновления информации. Действительно, сейчас ведем работу по разработке мобильного приложения Дорпрофжел. С его помощью можно будет прочитать электронную версию газеты "Сигнал", в любой момент открыть и подробнее ознакомиться с каким-то из пунктов коллективного договора, узнать профсоюзные новости и т.д.

При этом, не отказываемся от проверенных инструментов, таких как информационные стенды – требуем, чтобы информация была свежей, а стенд хорошо наполненным. Планируем внедрить интересный опыт коллег. К примеру, на стендах Северо-Кавказской железной дороги размещены фотографии комнаты приема пищи – до ремонта и после, это наглядный пример того, что делает профсоюз для людей. Наша собственная "фишка": рекомендуем председателям размещать особенно актуальную информацию не на белой, а на цветной бумаге и так привлекать внимание людей.

– Пенсионная реформа – один из самых обсуждаемых сегодня вопросов. Каково ваше отношение к реформе?

– Мое личное мнение – я категорически против повышения пенсионного возраста. Статистика говорит о том, что на сегодня средняя продолжительность жизни мужчин в Красноярском крае 63 года, женщин – 72 года. Разве можно повышать пенсионный возраст до 65 лет – тогда куда уйдут пенсионные накопления человека? По северным регионам Красноярского края статистика и того хуже – продолжительность жизни 40 лет. Заявление министра здравоохранения о том, что правительство будет добиваться увеличения средней продолжительность жизни до 80 лет, мне кажется кощунством!

На мой взгляд, профсоюзы до последнего не должны сдавать позиции по этому вопросу. ФНПР уже жестко высказалась против закона о повышении пенсионного возраста, по всей стране проводятся акции протеста. Мы собираем обратную связь от работников – анкеты с мнением людей будут направлены в центральный комитет Роспрофжел и после переданы в ФНПР.

– Сергей Сергеевич, как видно из нашей беседы, сегодня профсоюз активно работает по различным направлениям. Если резюмировать, зачем нужен профсоюз в XXI веке?

– Основная задача профсоюза – защита трудовых прав человека. Если человек никогда не обращался в профсоюз – это и наша недоработка, и недальновидность самого человека. Потому что профсоюз сегодня – это и трудовые права, и коллективный договор, и благотворительный фонд, и культурно-массовые и спортивные мероприятия, и оздоровительные путевки по льготной стоимости. Словом, профсоюз – он для защиты людей и в помощь людям.

 

 

http://www.fpkk.ru/read.php?sname=pk18_28&articlealias=1533207548