Сергей Черногаев рассказал о подготовке нового Колдоговора и Отраслевого соглашения
В этом году ОАО «РЖД» предстоит заключить новый Коллективный договор и Отраслевое соглашение. Как идёт подготовка главных социальных документов и какие изменения ждут железнодорожников, «Гудку» рассказал председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) Сергей Черногаев.
– Сергей Иванович, вы уже больше года возглавляете Роспрофжел. Чего удалось достичь за это время?
– Моё избрание на пост председателя Роспрофжела выпало на время пандемии COVID-19, и нужно сказать, что мы успешно справились с этим вызовом. Мы наладили все коммуникации в онлайн-режиме, оставались на связи с сотрудниками. Все наши социальные программы были реализованы. С нашими крупнейшими работодателями были достигнуты договорённости о прекращении оптимизационных мероприятий на время пандемии.
Нам удалось поддержать уровень реальной заработной платы в компаниях, в том числе ОАО «РЖД», проведены своевременные индексации.
В связи с продажей акций дочерних компаний мы активно ведём работу по сохранению на этих предприятиях профсоюзных организаций. Например, после продажи акций АО «РЖД-Здоровье» профсоюз оказал этой первичке практическую помощь. Результатом стало сохранение и первичной профсоюзной организации, и условий действующего Коллективного договора в полном объёме.
Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, Роспрофжел сохранил своё членство в международных организациях, в частности в Европейской федерации транспортников, Международной федерации транспортных рабочих. Задачи профсоюзов, где бы они ни были, одинаковы – защита человека, его прав и интересов, создание достойных условий труда. Нам удалось донести до наших зарубежных коллег необходимость продолжения нашего диалога и взаимодействия.
– Осенью предстоит заключить Отраслевое соглашение на трёхлетний период и Коллективный договор ОАО «РЖД». Какими профсоюз видит новые документы?
– Наша задача – сохранение традиционных гарантий, компенсаций и льгот, предоставляемых работникам, неработающим пенсионерам, а также организациям и работникам Роспрофжела. Коллективный договор ОАО «РЖД», образно выражаясь, «выполняет роль флагмана» среди всех коллективных договоров, заключаемых первичными профсоюзными организациями Роспрофжела как по охвату работников (около 700 тыс. человек) и неработающих пенсионеров (около 478 тыс. человек), так и по спектру предоставляемых гарантий и льгот. На него при заключении своих коллективных договоров равняются дочерние и зависимые общества холдинга «РЖД», сервисные и другие организации, подпадающие под действие Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта.
Работа по заключению нового, седьмого по счёту, Коллективного договора ОАО «РЖД» началась ещё в прошлом году. На сегодняшний день в аппарат ЦК Роспрофжела поступило около 300 предложений от первичных профсоюзных организаций, Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта, отдельных неравнодушных работников.
Все предложения объединены по тематическим блокам и будут использованы при разработке профсоюзного варианта проекта нового Коллективного договора ОАО «РЖД». Коллективные переговоры по подготовке проекта и подписания документа должны начаться в конце августа – начале сентября 2022 года. Но уже сейчас с работодателем достигнуты определённые договорённости: структура останется такой же, как и в действующем Коллективном договоре на 2020–2022 годы; будут сохранены все традиционные гарантии и льготы.
Планируется, что новый Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2023–2025 годы будет подписан до 30 ноября 2022 года.
Предстоящая колдоговорная кампания в условиях жёстких экономических санкций западных стран будет нелёгкой. Не будем строить воздушных замков. Вряд ли удастся значительно расширить социальный пакет работника и неработающего пенсионера. Но мы планируем предусмотреть в новом договоре дополнительные гарантии для молодёжи, для работников, занимающихся волонтёрской деятельностью.
– В ОАО «РЖД» взят курс на персональное предоставление льгот. Какие перспективы у такого подхода?
– Персонализированный подход к предоставлению льгот – это то, к чему нужно стремиться. В ОАО «РЖД» уже много сделано в этом направлении: реализуется пилотный проект «Твой выбор», который предполагает возможность воспользоваться льготным авиаперелётом вместо поездки железнодорожным транспортом, в этом году на всю сеть распространён проект «Бонусный пакет», который позволяет получать баллы за свою активность, не входящую в рабочие обязанности, например волонтёрство, спортивные достижения, наставничество, а затем обменивать их на корпоративные предложения (путёвки, спортивные абонементы и другие).
Последнее исследование Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» (ЦДЗ) показало, насколько важна в принципе система социальной поддержки работника и почему она должна быть. Так, по данным ЦДЗ, среди железнодорожников в 2,2 раза ниже смертность, чем среди остального трудоспособного населения. И, на наш взгляд, этому способствует регулярное прохождение медицинских осмотров, диспансеризации, ДМС, возможность оздоровления в санаториях и пансионатах.
– Сейчас перед ОАО «РЖД» стоят масштабные задачи по развитию БАМа и Транссиба. За счёт чего можно сделать работу на востоке привлекательнее?
– Уже сейчас для работников Дальневосточного региона действует ряд дополнительных льгот. Это пониженная ставка 2% по кредитам на приобретение жилья с поддержкой компании, льготный авиаперелёт. В компенсируемый социальный пакет для работников ДВЖД включена компенсация оплаты услуг за ЖКХ, за горюче-смазочные материалы, траты на подготовку детей к школе и покупку товаров первой необходимости для детей до трёх лет.
На мой взгляд, очень важно развивать социальную инфраструктуру в местах проживания работников, чтобы были детские сады, школы, спортивные и творческие секции. Усилия должны быть направлены на создание комфортной среды для жизни.
– Цифровые сервисы становятся неотъемлемой частью жизни. Удалось ли Роспрофжелу встать на цифровые рельсы?
– Большим достижением стало внедрение в Роспрофжеле электронного документооборота. Также внедрена АИС «Единый реестр организаций Роспрофжела», где собраны статистические данные первичных профсоюзных организаций в отчёты, доступные на всех уровнях управления профсоюзом. Сейчас в стадии опытной эксплуатации находится ещё один продукт – «Система мониторинга показателей организаций Роспрофжела». Это интернет-ресурс, который адаптирован к современным мобильным устройствам, предназначен для обработки и визуализации информации.
В 2022 году Роспрофжел принял новую Концепцию информационной политики. При подготовке нового документа мы ориентировались на современные реалии мира информационных технологий. И, конечно, в новой концепции мы использовали все актуальные и проверенные временем решения.
В частности, проведение информационных дней, собраний, встреч на предприятиях; издание собственных СМИ; оборудование стационарных информационных стендов профсоюза. Создан телеграм-канал Роспрофжела, страница в социальной сети «ВКонтакте», канал на Youtube. Открыта горячая линия.
Почти год назад мы начали работу по подготовке ребрендинга. Это вызвано глобальными изменениями в технологиях, цифровизацией, новыми стандартами социальных отношений, сменой поколений. Для нас было важно создать новый неповторимый визуальный образ, который отражает уникальность нашей организации: масштабность, большой спектр задач, переплетение традиций и современности. Логотип теперь представляет собой стилизованный состав скоростного поезда, а над ним крыло, что отражает наш слоган: «Под нашим крылом». Ведь главная наша задача – это забота и защита работников. В ближайшее время изменится и визуализация нашего сайта.
– Как Роспрофжел работает с молодёжью?
– В 2021 году была разработана Комплексная программа для молодёжи профсоюза «Время молодых», которая включает в себя подпрограммы: «Детство», «Студенты», «Работники» и «Современные решения». Программа «Время молодых», пронизанная едиными ценностями и подходами к молодёжи и трактовке профсоюзных постулатов, позволяет вести молодёжь на протяжении всего взросления и взращивать работников отрасли, понимающих и способных пропагандировать профсоюзные ценности.
Также в этом году профсоюз вместе с ОАО «РЖД» и РФСО «Локомотив» организовали новый проект – первые железнодорожные спортивные игры Роспрофжела «Мы вместе». Региональные этапы проекта начались ещё в апреле, а финал игр «Мы вместе» состоится в Кисловодске с 3 по 7 октября.
– Сергей Иванович, вы уже больше года возглавляете Роспрофжел. Чего удалось достичь за это время?
– Моё избрание на пост председателя Роспрофжела выпало на время пандемии COVID-19, и нужно сказать, что мы успешно справились с этим вызовом. Мы наладили все коммуникации в онлайн-режиме, оставались на связи с сотрудниками. Все наши социальные программы были реализованы. С нашими крупнейшими работодателями были достигнуты договорённости о прекращении оптимизационных мероприятий на время пандемии.
Нам удалось поддержать уровень реальной заработной платы в компаниях, в том числе ОАО «РЖД», проведены своевременные индексации.
В связи с продажей акций дочерних компаний мы активно ведём работу по сохранению на этих предприятиях профсоюзных организаций. Например, после продажи акций АО «РЖД-Здоровье» профсоюз оказал этой первичке практическую помощь. Результатом стало сохранение и первичной профсоюзной организации, и условий действующего Коллективного договора в полном объёме.
Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, Роспрофжел сохранил своё членство в международных организациях, в частности в Европейской федерации транспортников, Международной федерации транспортных рабочих. Задачи профсоюзов, где бы они ни были, одинаковы – защита человека, его прав и интересов, создание достойных условий труда. Нам удалось донести до наших зарубежных коллег необходимость продолжения нашего диалога и взаимодействия.
– Осенью предстоит заключить Отраслевое соглашение на трёхлетний период и Коллективный договор ОАО «РЖД». Какими профсоюз видит новые документы?
– Наша задача – сохранение традиционных гарантий, компенсаций и льгот, предоставляемых работникам, неработающим пенсионерам, а также организациям и работникам Роспрофжела. Коллективный договор ОАО «РЖД», образно выражаясь, «выполняет роль флагмана» среди всех коллективных договоров, заключаемых первичными профсоюзными организациями Роспрофжела как по охвату работников (около 700 тыс. человек) и неработающих пенсионеров (около 478 тыс. человек), так и по спектру предоставляемых гарантий и льгот. На него при заключении своих коллективных договоров равняются дочерние и зависимые общества холдинга «РЖД», сервисные и другие организации, подпадающие под действие Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта.
Работа по заключению нового, седьмого по счёту, Коллективного договора ОАО «РЖД» началась ещё в прошлом году. На сегодняшний день в аппарат ЦК Роспрофжела поступило около 300 предложений от первичных профсоюзных организаций, Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта, отдельных неравнодушных работников.
Все предложения объединены по тематическим блокам и будут использованы при разработке профсоюзного варианта проекта нового Коллективного договора ОАО «РЖД». Коллективные переговоры по подготовке проекта и подписания документа должны начаться в конце августа – начале сентября 2022 года. Но уже сейчас с работодателем достигнуты определённые договорённости: структура останется такой же, как и в действующем Коллективном договоре на 2020–2022 годы; будут сохранены все традиционные гарантии и льготы.
Планируется, что новый Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2023–2025 годы будет подписан до 30 ноября 2022 года.
Предстоящая колдоговорная кампания в условиях жёстких экономических санкций западных стран будет нелёгкой. Не будем строить воздушных замков. Вряд ли удастся значительно расширить социальный пакет работника и неработающего пенсионера. Но мы планируем предусмотреть в новом договоре дополнительные гарантии для молодёжи, для работников, занимающихся волонтёрской деятельностью.
– В ОАО «РЖД» взят курс на персональное предоставление льгот. Какие перспективы у такого подхода?
– Персонализированный подход к предоставлению льгот – это то, к чему нужно стремиться. В ОАО «РЖД» уже много сделано в этом направлении: реализуется пилотный проект «Твой выбор», который предполагает возможность воспользоваться льготным авиаперелётом вместо поездки железнодорожным транспортом, в этом году на всю сеть распространён проект «Бонусный пакет», который позволяет получать баллы за свою активность, не входящую в рабочие обязанности, например волонтёрство, спортивные достижения, наставничество, а затем обменивать их на корпоративные предложения (путёвки, спортивные абонементы и другие).
Последнее исследование Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» (ЦДЗ) показало, насколько важна в принципе система социальной поддержки работника и почему она должна быть. Так, по данным ЦДЗ, среди железнодорожников в 2,2 раза ниже смертность, чем среди остального трудоспособного населения. И, на наш взгляд, этому способствует регулярное прохождение медицинских осмотров, диспансеризации, ДМС, возможность оздоровления в санаториях и пансионатах.
– Сейчас перед ОАО «РЖД» стоят масштабные задачи по развитию БАМа и Транссиба. За счёт чего можно сделать работу на востоке привлекательнее?
– Уже сейчас для работников Дальневосточного региона действует ряд дополнительных льгот. Это пониженная ставка 2% по кредитам на приобретение жилья с поддержкой компании, льготный авиаперелёт. В компенсируемый социальный пакет для работников ДВЖД включена компенсация оплаты услуг за ЖКХ, за горюче-смазочные материалы, траты на подготовку детей к школе и покупку товаров первой необходимости для детей до трёх лет.
На мой взгляд, очень важно развивать социальную инфраструктуру в местах проживания работников, чтобы были детские сады, школы, спортивные и творческие секции. Усилия должны быть направлены на создание комфортной среды для жизни.
– Цифровые сервисы становятся неотъемлемой частью жизни. Удалось ли Роспрофжелу встать на цифровые рельсы?
– Большим достижением стало внедрение в Роспрофжеле электронного документооборота. Также внедрена АИС «Единый реестр организаций Роспрофжела», где собраны статистические данные первичных профсоюзных организаций в отчёты, доступные на всех уровнях управления профсоюзом. Сейчас в стадии опытной эксплуатации находится ещё один продукт – «Система мониторинга показателей организаций Роспрофжела». Это интернет-ресурс, который адаптирован к современным мобильным устройствам, предназначен для обработки и визуализации информации.
В 2022 году Роспрофжел принял новую Концепцию информационной политики. При подготовке нового документа мы ориентировались на современные реалии мира информационных технологий. И, конечно, в новой концепции мы использовали все актуальные и проверенные временем решения.
В частности, проведение информационных дней, собраний, встреч на предприятиях; издание собственных СМИ; оборудование стационарных информационных стендов профсоюза. Создан телеграм-канал Роспрофжела, страница в социальной сети «ВКонтакте», канал на Youtube. Открыта горячая линия.
Почти год назад мы начали работу по подготовке ребрендинга. Это вызвано глобальными изменениями в технологиях, цифровизацией, новыми стандартами социальных отношений, сменой поколений. Для нас было важно создать новый неповторимый визуальный образ, который отражает уникальность нашей организации: масштабность, большой спектр задач, переплетение традиций и современности. Логотип теперь представляет собой стилизованный состав скоростного поезда, а над ним крыло, что отражает наш слоган: «Под нашим крылом». Ведь главная наша задача – это забота и защита работников. В ближайшее время изменится и визуализация нашего сайта.
– Как Роспрофжел работает с молодёжью?
– В 2021 году была разработана Комплексная программа для молодёжи профсоюза «Время молодых», которая включает в себя подпрограммы: «Детство», «Студенты», «Работники» и «Современные решения». Программа «Время молодых», пронизанная едиными ценностями и подходами к молодёжи и трактовке профсоюзных постулатов, позволяет вести молодёжь на протяжении всего взросления и взращивать работников отрасли, понимающих и способных пропагандировать профсоюзные ценности.
Также в этом году профсоюз вместе с ОАО «РЖД» и РФСО «Локомотив» организовали новый проект – первые железнодорожные спортивные игры Роспрофжела «Мы вместе». Региональные этапы проекта начались ещё в апреле, а финал игр «Мы вместе» состоится в Кисловодске с 3 по 7 октября.
Беседовала Виктория Гаджиева