РОСПРОФЖЕЛ вместе с работодателем отстаивает права сотрудников
На сети дорог завершилась кампания по подведению итогов выполнения Коллективного договора ОАО «РЖД» за первое полугодие 2021 года.
Несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19 и её негативное влияние на экономику, компания выполнила социальные обязательства и сохранила стабильность в трудовых коллективах. О том, как работодатели, профсоюз и органы власти всех уровней обеспечивают социально-экономические интересы работников отрасли, «Гудок» беседует с председателем Роспрофжела Сергеем Черногаевым.
– Сергей Иванович, как складывалось социальное партнёрство в компании в первой половине этого года?
– Компания продолжала работать в непростых условиях, связанных с пандемией. Тем не менее ей удалось в полном объёме выполнить обязательства по Коллективному договору.
Так, среднемесячная заработная плата работников в первом полугодии выросла на 5,8%. В этом году два раза была проиндексирована зарплата работников компании, а также учреждений здравоохранения и образования, многих дочерних обществ ОАО «РЖД»: с 1 марта на – 1,3%, с 1 августа – на 2,4%.
Скажу, что ОАО «РЖД» стало флагманом в вопросе досрочной индексации заработной платы. В августе его примеру последовали не только дочерние и зависимые общества холдинга, но и другие предприятия железнодорожного рынка.
В этом году в ОАО «РЖД» не было допущено ни одного коллективного трудового спора.
Сейчас компания и профсоюз обсуждают возможность проведения доиндексации зарплаты за 2020 год. Ещё в мае на совместном заседании правления ОАО «РЖД» и профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД» мы договорились, что вернёмся к этому вопросу. Здесь, конечно, необходимо учитывать финансово-экономическое положение компании по итогам работы за первое полугодие 2021 года.
Напомню, что с начала этого года ежегодная материальная помощь к отпуску для всех работников ОАО «РЖД» стала составлять не менее 10% месячной тарифной ставки. На эти цели дополнительно было направлено около 500 млн руб. Для поддержания социальной стабильности в коллективах компания поддержала нашу инициативу и установила минимальный порог выплат, единый для всех структурных подразделений. В итоге материальную помощь получили десятки тысяч работников, которые её ранее не получали.
Предложения, высказанные на форумах, в основном направлены на расширение льгот и гарантий Коллективного договора для более широкого круга работников, на улучшение технологии и условий работы. Мы планируем обсудить их с руководством ОАО «РЖД» в новом формате – «Социального диалога» – уже 31 августа.
Некоторые из них могут быть включены в новый Коллективный договор на 2023–2025 годы, Роспрофжел уже начал работать над ним.
– Насколько конкурентоспособна зарплата железнодорожников на рынке труда?
– Оптимальный уровень зарплаты, которая позволяет содержать себя и семью, – один из ключевых параметров для работников. Как, впрочем, и для профсоюза. От работодателя сегодня звучат предложения по пересмотру действующей корпоративной системы оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».
Профсоюз согласен, что некоторые изменения в систему оплаты труда внести необходимо. Во-первых, установить ставку оплаты труда рабочего
I разряда в размере МРОТа. Сейчас она на 25% ниже МРОТа, и этот разрыв в настоящий момент перекрывается различными надбавками. Если это решение будет принято, последует перерасчёт тарифных коэффициентов по всем более высоким разрядам. Во-вторых, предлагаем увеличить постоянную (гарантированную) часть зарплаты не менее чем до 60%.
Кроме того, для привлечения и закрепления лучших специалистов необходимой квалификации в ОАО «РЖД» дорабатывается новое положение о корпоративной системе премирования. Мы активно участвуем в разработке этого документа.
– Должны ли меняться подходы к предоставлению льгот и гарантий в Коллективном договоре с точки зрения проф-союза?
– Изменения принципов и подходов неизбежны, ведь Коллективный договор должен соответствовать реальности, потребностям работников и тем бизнес-процессам, которые происходят в компании.
В этом вопросе мы тесно взаимодействуем с компанией, так как наши цели полностью совпадают – это рост социального благополучия железнодорожников. ОАО «РЖД», как и Роспрофжел, заинтересовано в том, чтобы работники были мотивированы, лояльны и здоровы, а это подразумевает социальную поддержку и помощь на разных жизненных этапах. Льготы и гарантии монетизироваться не должны, а принцип адресной поддержки должен расширяться.
В действующем Коллективном договоре появилось новое понятие – «Бонусный пакет». Для компании это дополнительный механизм вовлечения сотрудников в решение корпоративных задач, участие в значимых проектах, а для работников – ещё один элемент материальной и нематериальной мотивации.
Идея бонусного соцпакета заключается в том, что сотрудник получает баллы за свою активность, например волонтёрскую деятельность, рационализаторство, наставничество, а затем обменивает их на мотивирующие привилегии – бенефиты. Таким образом работник может получить путёвку на отдых, корпоративную поддержку для приобретения жилья, абонементы для занятия спортом, возможность посетить спортивные матчи, приобрести сувенирную продукцию, пройти обучение в Корпоративном университете ОАО «РЖД».
Пилоты уже прошли на Октябрьской и Северной железных дорогах, и их участники очень довольны результатом, они не только успели накопить баллы, но и воспользовались бенефитами. Среди железнодорожников много инициативных и активных людей, поэтому, на наш взгляд, «Бонусный пакет» будет востребован.
Кстати, реализуя тренд на здоровый образ жизни, профсоюз вместе с компанией провёл сетевой конкурс среди физкультурно-спортивных клубов, чтобы мотивировать их становиться лучше и активнее. Совместно с РФСО «Локомотив» мы создали 589 ФСК, и конкурс стал стимулом для их развития.
– Пандемия заставила работодателей пересматривать рабочие процессы, вводить удалённый режим труда и активнее развивать новые цифровые технологии. С какими вызовами столкнулись работодатели и профсоюз и как решались задачи в новой реальности?
– Роспрофжел одним из первых и немногих профсоюзов в стране заключил соглашение с объединением работодателей – «Желдортрансом», – в котором были закреплены основные меры для социальной защиты работников. Так, до 1 сентября 2021 года в компании и ДЗО полностью приостановили оптимизацию, а в качестве альтернативы применяли режимы неполной занятости и простой с сохранением заработной платы.
Кроме того, осуществлялась доплата до среднего заработка тем, кто находился на вынужденном карантине. Удалось сохранить гарантии и льготы, предусмотренные Коллективным договором.
В тот период в условиях пандемии более 115 тыс. железнодорожников в сжатые сроки перешли на удалённый формат работы с соблюдением всех требований законодательства. Отдельным распоряжением были утверждены размеры компенсации расходов за дистанционный труд. Уже в декабре 2020 года в Трудовой кодекс были внесены поправки, обязывающие работодателя возмещать расходы дистанционных работников. Однако, на наш взгляд и взгляд компании, нужно решить ещё один вопрос, который требует внимания законодателей.
– О каких изменениях идёт речь?
– ОАО «РЖД» подготовило законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, который позволит освобождать от обложения НДФЛ компенсацию расходов дистанционных работников без представления ими подтверждающих документов. Предельный размер освобождаемых от налогообложения сумм ограничивается величиной 8 тыс. руб. в год на работника. Предельный размер определён исходя из принятых в ОАО «РЖД» норм амортизации оборудования, средних по регионам затрат на электроэнергию, Интернет и связь, установленных местными операторами (поставщиками), социальной нормы потребления электроэнергии на одного человека. Законопроект уже согласован с Минфином и ФНС.
– Есть же ещё один вопрос, связанный с НДФЛ?
– Используя опыт авиапилотов и моряков, для улучшения условий труда и сохранения здоровья железнодорожников мы предложили ОАО «РЖД» разработать нормативный акт на уровне федерального законодательства и взять на себя обязанности не только по бесплатному питанию, но и по оплате НДФЛ за работника. Как рассказал в своём интервью газете «Гудок» генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров, фракция «Единой России» в Государственной думе и Совете Федерации обещала поддержать эту инициативу в осеннюю сессию.
– Законодатели также поддержали инициативу Роспрофжела, связанную со снижением аварийности на железнодорожных переездах.
– Да, это как раз пример эффективного взаимодействия законодателей и общественной организации по конкретной общественно значимой проблеме.
В авариях на переездах травмируются железнодорожники, автомобилисты, пассажиры, повреждается подвижной состав и инфраструктура. Расследования показывают, что в абсолютном большинстве случаев ДТП происходят по вине водителей автотранспортных средств, грубо нарушающих Правила дорожного движения на переездах. Роспрофжел очень беспокоила эта проблема, так как она затрагивала членов профсоюза – работников локомотивных бригад. Нами через портал «Российских общественных инициатив» (РОИ) было подано предложение об оборудовании всех переездов системами видеорегистрации. А ещё на РОИ мы продвигали инициативу по ужесточению административной ответственности водителей-нарушителей: увеличение штрафа с 1 до 5 тыс. руб.
Обе инициативы были поддержаны людьми, набрали необходимые 100 тыс. голосов и законодательно реализованы.
В марте 2019 года вступили в силу поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», уточняющие круг лиц, на которых распространяется обязанность по оборудованию железнодорожных переездов средствами фото- и видеофиксации. Планируется, что до 2025 года ОАО «РЖД» инвестирует 2,7 млрд руб. в оборудование 1050 переездов системами видеонаблюдения.
А в мае этого года вступили в силу поправки в КоАП, увеличившие до 5 тыс. руб. максимально возможный штраф за нарушения ПДД на переездах.
– Как вы считаете, Государственная дума и дальше будет оказывать поддержку предложениям компании и проф-союза?
– Партия власти «Единая Россия» имеет общие с нами цели и задачи – обеспечить достойную оплату труда, комфортные и безопасные условия работы. Люди должны быть обеспечены работой, а рабочие места должны отвечать всем современным требованиям. У граждан России должно быть жильё и достойная зарплата, чтобы содержать себя и семью, возможность получить качественное медицинское обеспечение, образование и возможность всестороннего развития.
Каждый должен только сам за себя решить, за кого голосовать 19 сентября на выборах депутатов Государственной думы. Но мне трудно себе представить, как многие партии, обещающие с экранов телевизоров и гаджетов золотые горы, будут реализовывать свои ничем не подкреплённые обещания.
Кроме того, я – за последовательные, взвешенные изменения. Многие из нас жили в эпоху перемен и потрясений и прекрасно помнят, как быстро всё разрушается и теряется управляемость. А страдают от этого в первую очередь обычные граждане.
– Москва включена в дистанционное электронное голосование. А вы какую форму выберете?
– Не только Москва, но и Нижегородская, Ярославская, Курская, Мурманская и Ростовская области. Для участия избирателю не нужно находиться в дни выборов на территории своего избирательного участка. Проголосовать можно при помощи компьютера или телефона. Я воспользуюсь этим правом и уже прошёл регистрацию для электронного голосования.
Ирина Иванова