Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

«Профсоюзные» улицы Красноярска


В центре Красноярска, в окружении высотных зданий и новых микрорайонов уютно расположился жилой район Старая Покровка с более чем 30 улицами и переулками.

Покровка начала свою историю с 1890-х годов: тогда начали строиться в слободе первые дома. Покровская слобода получила название от Покровского переулка с находящейся там Покровской церковью, выстроенной за десятилетие – с 1785 по 1795 годы.

Многие улицы в Старой Покровке назывались незатейливо: так, до сих пор существует несколько улиц Продольных с цифровыми обозначениями.

Однако  в 1966 году решением исполкома Красноярского горсовета №421 сразу две улицы Продольных – 14-я и 15-я – получили имена известных в Красноярске и за его пределами профсоюзных деятелей.

Бывшая 14-я Продольная улица переименована в честь Алексея Рогова – слесаря депо станции Красноярск, руководителя восстания красноярских железнодорожников в 1905 – 1906 годах, при советской власти одного из руководителей ЦК профсоюзов железной дороги, наркома путей сообщения советской России в феврале – мае 1918 года.

В конце 1890-х годов семья Роговых переехала из Республики Хакасия в Красноярск. Алексей окончил церковно-приходскую школу, после чего, вместе со своим отцом, поступил на работу в Главные железнодорожные мастерские Красноярска.

В ноябре 1902 года Рогов был активным участником «билетной стачки», а в августе следующего года — возглавил трехдневную стачку рабочих-учеников. В 1903 году Рогов вступил в РСДРП, где примкнул к большевикам.

В январе 1904 года Алексей был уволен из железнодорожных мастерских «за неблагонадёжность». В поисках работы он уехал в Санкт-Петербург, но вернулся уже в 1905 году и устроился слесарем в депо ст. Красноярск. После этого он был избран членом Красноярского партийного подпольного комитета РСДРП.

В 1905 году, во время декабрьского вооружённого восстания рабочих Красноярских железнодорожных мастерских и депо, 19-летний Рогов стал одним из руководителей выступления. Он оказался в руководстве Красноярской республики, работал вместе с её «президентом» — прапорщиком Андреем Кузьминым. После подавления красноярского восстания Рогов был заключён в тюрьму, но 14 мая 1906 года бежал и вскоре появился в Баку под именем Трофима Рябова.

В 1917 году, после Февральской революции, Алексей снова приехал в Красноярск: 19 марта он и бывший «президент» Кузьмин прибыли утренним поездом. Почти сразу Рогов был избран одним из руководителей Красноярской большевистской организации и членом Средне-Сибирского районного бюро ЦК РСДРП.  В конце 1917 года Рогов избрался делегатом во Всероссийское Учредительное собрание от Енисейского округа по списку №2 (большевики). Приехав в столицу, он стал участником заседания-разгона Собрания 5 января 1918 года. Кроме того, Алексей Гаврилович стал членом ВЦИК IV созыва, а в феврале 1918 года – Народным комиссаром путей сообщения РСФСР.

Бывшая же 15-я Продольная улица носит сегодня имя Петра Красикова – революционера и политического деятеля, который тоже «приложил руку» к созданию красноярского профсоюза железнодорожников.

Красиков родился в Красноярске, в семье юриста. Студент юрфака столичного университета,  за связь с революционной эмиграцией высланный из Санкт-Петербурга под гласный надзор полиции на родину в 1894 году. В 1896-1899 годах работал на ст. Красноярск приемщиком грузов на казенные пароходы, курсировавшие по Ангаре. Красиков стал одним из первых профессиональных революционеров, организовавших рабочий кружок на железной дороге. В марте 1897 года он знакомится с Владимиром Ульяновым, приехавшим Красноярск по пути в Шушенскую ссылку. Впоследствии Ленин не раз наведывался в город и встречался с Петром Ананьевичем. Работа на Транссибе дала Красикову возможность осуществлять связь политических ссыльных со всеми крупными марксистскими кружками страны, передавать прокламации, листовки и нелегальную литературу по железной дороге, выстраивать скелет будущей большевистской партии. По окончании гласного надзора, в 1899 году, Красиков выехал в столицу, а в 1908 получил диплом юриста. К тому времени он был уже профессиональным революционером, членом редакции газеты «Искра», правой рукой Владимира Ильича.

Гораздо позже Покровки, в начале 80-х годов прошлого века, начал застраиваться в Красноярске микрорайон «Северный», который на сегодняшний день является одним из самых густозаселенных. Первые жилые дома здесь были сданы в эксплуатацию в V микрорайоне по улице 9 Мая в 1981 году. А в октябре 1987 года решением исполкома Красноярского горсовета № 396 новая улица в жилом массиве «Северный», между 5 мкр. с одной стороны и 4 мкр. с другой, названа в честь Бориса Захаровича Шумяцкого.

Борис Шумяцкий – рабочий Красноярского железнодорожного депо. В Первую русскую революцию именно он командовал боевым отрядом Красноярской Республики, забаррикадировавшимся в Главных железнодорожных мастерских Красноярска.

В январе 1906 года  Шумяцкий бежал от смертного приговора в Аргентину. В 1917 году, вернувшись из эмиграции, был избран председателем Центрального исполкома Советов Сибири и провозгласил власть Советов от Челябинска до Владивостока по всему Транссибу за полмесяца до Великого Октября.  В 1920 году Борис Шумяцкий становится премьер-министром Дальневосточной Республики. В 1921–1922 годах, будучи членом реввоенсовета 5-й армии, из бойцов монгольского батальона бывший красноярский железнодорожник создает первое правительство Монгольской Народной Республики, становится побратимом лидера монгольской революции Сухэ-Батора и получает монгольский орден Красного Знамени №1. Помимо Монголии Шумяцкий принял участие в становлении Республики Бурятия – он вступил в конфликт со Сталиным и отстоял свою точку зрения по вопросу о будущей бурятской автономии.

С 1930 году Борис Шумяцкий отошел от революционных дел и стал председателем «Союзкино», возглавив отечественную кинематографию. На базе кинотехникума он организовал Всесоюзный государственный институт кинематографии. В период руководства Шумяцким советской киноотраслью были созданы такие фильмы как «Чапаев», «Весёлые ребята», «Юность Максима», «Тринадцать», «Цирк» и многие другие. После рабочей поездки в США Борис Захарович задумал генеральную реконструкцию советского кинематографа и создание в Крыму «советского Голливуда». Однако в 1938 году Шумяцкого арестовали и через полгода расстреляли как «врага народа». Лишь в 1965-м он был реабилитирован.

Времена меняются, но город помнит профсоюзных активистов, боровшихся за права и свободы  красноярцев, увековечив их имена в названиях своих улиц.

К слову, есть в Красноярске еще одна улица, которую нельзя не упомянуть. Это – одна из главных транспортных артерий левого берега, улица Профсоюзов, где сохранились возведенные еще в конце XIX века здание Красноярских железнодорожных мастерских и двухэтажное здание, построенное для железнодорожного училища. Первое наименование улицы, появившейся на карте города  в конце 1830-х годов, – 1-ая Плац-Парадная.

Через какое-то время улицу стали называть переулком Свечниковским, затем переулок был переименован в Овсянниковский, по имени большого семейства Овсянниковых, которые построили в этом районе целый ряд усадеб. И только в 1921 году произошло окончательное переименование переулка, сохранившееся до наших дней – улица Профсоюзов.

 

Фото обложки: «Красноярский железнодорожник»