Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

Профсоюз вместо революции


115 лет назад был создан Роспрофжел.

21–22 апреля 1905 года в Москве прошёл учредительный съезд профессионального союза работников железнодорожного транспорта. В нём приняли участие делегаты 11 железных дорог с правом решающего голоса и 5 – с правом совещательного. По итогам его работы был создан Роспрофжел – первый профсоюз железнодорожников.

Условия, на которых частные железнодорожные компании брали сотрудников на работу, сильно различались уже в 60-е годы XIX века. Так, при поступлении на службу на Московскую железную дорогу рабочий подписывал трудовой договор, в котором одним из условий был полный отказ от каких-либо претензий по отношению к владельцу и запрет создавать кружки «с целью неподчинения законным требованиям господ-владельцев железной дороги».
Книга «История железнодорожного транспорта в России» свидетельствует: «На дорогах не существовало единой системы расчёта заработной платы. Если на казённых линиях она в какой-то мере регулировалась циркулярами МПС, то на частных дорогах практически царил произвол. Тяжёлые условия труда, низкая заработная плата, обсчёты приводили к столкновениям рабочих с администрацией». В таких случаях компании прибегали к помощи полиции: рабочих штрафовали, назначали дополнительные смены или сажали в «рабочую камеру» в тюрьме.
Отметим, что «рабочими» в этом контексте считались все железнодорожники, не имевшие инженерного или технического образования – более 90% из примерно 80 тыс. постоянных и подённых работников железных дорог. Писатель Николай Гарин-Михайловский с горечью отмечал в 1891 году, что «спустя десять лет рабочие, будучи в большинстве своём неграмотными, не решались даже просить читать касавшиеся их судеб документы вслух, дабы не вызвать тем гнев начальства, и вместо подписи смиренно рисовали крестик».
Железнодорожники несколько раз пытались создать профсоюзы на отдельных дорогах. К 1905 году накопилось несколько десятков их обращений к владельцам железных дорог и к руководству Министерства путей сообщения с просьбой создать «союз, который бы нас представлял в решении споров». Все эти просьбы оставались без ответа.
Фактически за полвека развития железных дорог – до 1905 года – была собрана всего 21 согласительная комиссия, разрешавшая конфликтные ситуации. Не улучшилось положение рабочих и после того, как в 1890-е годы произошёл массовый выкуп железных дорог государством. Теперь железнодорожники в своих требованиях выступали за то, чтобы их профсоюз вёл переговоры напрямую с МПС. Новые правила для железнодорожных служащих, разработанные ведомством и вводившиеся с 1896 года, ни словом не упоминали о представительстве железнодорожников в обсуждении касавшихся их вопросов (хотя и гарантировали некоторые права, включая медицинскую помощь и частичное страхование от несчастных случаев).
В 1905 году обстоятельства драматическим образом изменились. Уже к апрелю число стачек на железных дорогах исчислялось сотнями. Иногда из-за массового отказа железнодорожников выйти на линию на несколько дней останавливались целые участки железных дорог. Общая длина не работавших в разное время путей достигла к апрелю почти 10 тыс. км.
В этой ситуации с инициативой примирения выступило МПС. В специальном «Рабочем листке» железнодорожники приглашались к переговорам: «Зная дух русского железнодорожника, его ответственность и серьёзность подхода к делу, его скромность и трудолюбие, мы... не можем верить, чтобы существовали непреодолимые преграды для продолжения железнодорожного труда на благо Отечества».
Наскоро организованные на местах комитеты, в которых преобладала молодёжь, с ходу отвергли предложения МПС. Сохранился уникальный документ – записка старосты участка железный дороги, в которой он пишет, что «со слезами на глазах я умолял работников выйти на линию, призывая их помнить о том, что благородная работа железных дорог помогает спасать жизни русских солдат, бьющихся с врагом на Дальнем Востоке (речь идёт о Русско-японской войне)». Возможно, эта записка была не единственной. Наконец комитеты 16 железных дорог пришли к выводу о необходимости посылки делегатов на съезд железнодорожников. Им наказали «твёрдо отстаивать свои права и главное из них – на профессиональный союз, который во всякое время и место мог бы прийти на помощь рабочим-железнодорожникам». Интересно, что в одном наказе речь шла даже о том, чтобы в будущем профсоюзе были представлены и инженеры, и техники, которые с обычными рабочими и служащими не проявляли корпоративной солидарности. «Мы открываем наши объятья и протягиваем руку всем людям, работающим на железных дорогах, кто по своей воле пожелает присоединиться к нашему профессиональному союзу», – декларировали активисты.
МПС разрешило провести съезд в обмен на обещание возобновления работы всех железных дорог, чьи делегаты будут на нём присутствовать. Большевик, скрывшийся под псевдонимом «Старый обходчик», вспоминал: «Делегаты торжественно давали слово не учитывать во время обсуждений своих партийных интересов». По терминологии того времени требования железнодорожников были «экономическими», то есть направленными прежде всего на удовлетворение насущных нужд: сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, страхование от несчастных случаев, выплата пенсии по инвалидности. Старейший рабочий Московских железнодорожных мастерских Алексей Попов писал позже: «Единственным нашим требованием было создание профсоюза... Ради него мы были готовы отказаться от участия в революции. Только профсоюз, как мы верили, сможет отстоять наши права».
22 апреля была единогласно принята резолюция о создании Российского профессионального союза железнодорожных рабочих. После обмена мнениями и переговоров были определены права и обязанности профсоюза. Прежде всего в нём не должны были состоять члены политических партий, что подчёркивало его трудовой, внеполитический характер. Профсоюз утверждал «рамки» для приёма на службу железнодорожных рабочих и оговаривал условия коллективного договора. Профсоюзные инспекторы должны были оценивать условия труда, проводить проверку оборудования и следить за соблюдением таких аспектов договора, как оказание медицинской помощи, выплата страховых сумм и пенсии по инвалидности. Если профсоюз находил нарушения в трудовом законодательстве, он выражал особое мнение, которое должны были рассмотреть в течение 10 дней. Если же по истечении этого срока МПС не принимало меры для исправления ситуации, профсоюз имел право призвать рабочих к невыходу на службу на один рабочий день на участке железной дороги не более 50 км (но к этой акции могли присоединиться и другие железнодорожники, но только на следующий день). К тому же без визы профсоюза теперь нельзя было уволить сотрудника.
В том же году профсоюзы получили одобрение верховной власти: 17 октября 1905 года император Николай II издал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором, среди прочего, провозглашались основные гражданские права и свободы: совести, печати, собраний и союзов, в том числе и профессиональных. Членами Роспрофжела успели побывать около 40 тыс. человек, пока в 1917 ему на смену не пришёл Викжель – профсоюзная организация, в которой железнодорожники могли состоять в политических партиях.
 

Владимир Максаков
Фото: ТАСС
 
 
  • ВИКЖЕЛЬ – Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза – организация, созданная на 1-м Всероссийском учредительном съезде железнодорожников в 1917 году. Викжель был создан на 1-м Всероссийском учредительном съезде железнодорожников, состоявшемся в Москве с 15 июля по 25 августа (по новому стилю 28 июля по 7 сентября) 1917 года. Вошел в историю как организация, которая в дни Октябрьской революции стала одним из центров противостояния новой власти.
  • Викжедор (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников) – центральный орган железнодорожного союза. Викжедор был избран на Чрезвычайном Всероссийском железнодорожном съезде, проходившем с 5(18) января по 30 января (12 февраля) 1918 года в Петрограде.