Приказ отменит переотдых
На Красноярской дороге региональные дирекции тяги и управления движением подготовили приказ «О нормах времени непрерывной продолжительности работы локомотивных бригад на график движения поездов». Это новый документ, определяющий основные положения в организации режима труда и отдыха локомотивных бригад.
Для Красноярской дирекции тяги один из самых проблемных элементов непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад — переотдых в пунктах оборота. «Проблема характерна не только для малодеятельных участков, — говорит главный технический инспектор труда Дорпрофжел на Красноярской дороге Игорь Ильченко. — Это больной вопрос всей дороги и Восточного полигона в целом».
Исключить переотдых на дороге пытаются давно. Пересмотрены в очередной раз графики, разработаны дополнительные мероприятия, над ситуацией установлен личный контроль руководителей магистрали. Однако пока это дает скромные результаты, и бригады продолжают надолго застревать в оборотных депо, ожидая готового к рейсу состава.
Новый же документ должен помочь изменить и нормализовать такое положение вещей. Ведь приказ «О нормах времени непрерывной продолжительности работы локомотивных бригад на график движения поездов» скорректирован в соответствии с мотивированным мнением Дорпрофжел, сформированным, в первую очередь, специалистами технической инспекции. В нем учтены многие обстоятельства, из-за которых бригады вынужденно оставались без полноценного домашнего отдыха или, напротив, «зависали» в ожидании поезда в бригадных домах на неопределенное время.
Так, в приказ внесен пункт, согласно которому второй отдых предоставляется исключительно в пунктах оборота на участках обращения локомотивных бригад, утвержденных с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации.
«Участков, по согласованию с профсоюзом определенных для второго отдыха, — поясняет Ильченко, — на дороге всего 12. Однако на практике положение дел таково, что движенцы исходя из сиюминутных проблем, оставляют бригаду на отдых там, где им удобно. А это — грубое нарушение. Со вступлением в силу нового документа такого происходить не должно».
Также техинспекция настаивала на том, чтобы в приказе был определен порядок учета рабочего времени бригады, вынужденной подолгу оставаться на локомотиве в ожидании смены.
«Речь идет о том, — комментирует ситуацию Ильченко, — что рабочая смена ни в коем случае не должна превышать 12 часов. А зачастую, если смена заканчивается на станции, где нет возможности закрепить поезд и при этом не прибыла сменная бригада, вместо того, чтобы идти отдыхать, машинист и помощник остаются на локомотиве в ожидании сменщиков в течение неопределенного времени. Иной раз — больше, чем предшествующее время в движении с поездом!».
Чтобы формально не было нарушения, бригада отмечает в маршруте это время как ожидание следования пассажиром. Вот и получалось, что человек фактически иной раз больше суток оставался на локомотиве — следил за состоянием всего поезда, проверял тормозную систему, то есть выполнял свои рабочие функции, а по бумагам — ждал поезда, чтобы уехать пассажиром.
Чтобы решить проблему, после консультаций с работодателем было решено, что диспетчерский аппарат движения должен реально отвечать за просчеты в работе, когда бригаде после смены приходится оставаться работать на локомотиве. А на случай нарушения этой договоренности, в приказ внесен номер телефона «горячей линии», по которому бригада может позвонить и проинформировать руководство Красноярской дирекции тяги о том, что их права на соблюдение установленного режима работы грубо нарушаются, поскольку нет ни смены, ни возможности закрепить поезд. При этом профсоюзная организация всегда готова принять участие в объективном рассмотрении причин нарушений и определении ответственности дирекций.
«Пока решили, что этого достаточно, — отметил Ильченко. — Посмотрим, как сработает мера. Если она окажется неэффективной, будем решать дальше».
Будет регламентирован и учет времени отдыха в случае вынужденной отмены рейса. «Часто случается, — рассуждает главный технический инспектор труда Дорпрофжел на Красноярской дороге, — что бригада, которую подняли на явку в пункте оборота, не может отправиться в рейс, поскольку локомотив не готов, поезд не сформирован, или еще что-то. Тогда машиниста и помощника отправляют опять на отдых, но порядок учета отработанного времени и последующего отдыха конкретно не определен».
Теперь в приказе оговорен порядок учета времени и минимальный отдых, после которого бригаду отправляют в поездку.
«Благодаря изменениям, внесенным по инициативе профсоюза, — подводит итог Ильченко, — созданы условия для наведения порядка с обеспечением локомотивным бригадам полноценного отдыха без «перележки». Тогда и в кабине локомотива, которым управляют полные сил машинист и помощник, всегда будет спокойная атмосфера — важное условие для безопасного движения поезда».
Новый приказ должен вступить в силу до конца марта.
Ирина Павлова, корр. «Сигнала»