Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

Первый Коллективный договор между ОАО «РЖД» и РОСПРОФЖЕЛ отметил 20-летие


У железнодорожной отрасли богатая история формирования традиций и поступательного строительства сильной системы социального партнерства. Ее важной вехой стало подписание первого Генерального коллективного договора между ОАО «РЖД» и РОСПРОФЖЕЛ 5 ноября 2004 года. 

В условиях реформирования он позволил сохранить работоспособность стальных магистралей, укрепляя авторитет железнодорожных профессий. И уже 20 лет является настоящим ориентиром социальной защиты персонала для многих отраслей. Генеральный коллективный договор был составлен на основании действовавшего на тот момент Отраслевого тарифного соглашения по организациям железнодорожного транспорта, заключенного на 2001-2003 годы и продленного с учетом изменений и дополнений на 2004 год, между РОСПРОФЖЕЛ, Министерством путей сообщения и Министерством труда и социального развития Российской Федерации. 

Изменить документ социального партнерства потребовалось в связи с реформированием МПС и образованием ОАО «РЖД». С 1 октября 2003 года началась деятельность ОАО «РЖД» — компании, в собственность которой была передана значительная доля имущества МПС. А уже 9 марта 2004 года министерство упразднили. На протяжении всего периода работы МПС России, во время реформирования и в новой компании работодатель и профсоюз сообща решали задачи стабильности трудовых коллективов, поддержки ветеранов отрасли. Но после произошедших изменений организационно-правовой формы управления железнодорожным транспортом резко изменилось правовое поле и для РОСПРОФЖЕЛ, и для работодателя. 

Дело в том, что в акционерном обществе один работодатель — глава компании. Устав предусматривал право президента ОАО «РЖД» — единственного работодателя на участие в подготовке и подписании коллективного договора и право на подписание и исполнение отраслевого тарифного соглашения в качестве одного из работодателей. Поэтому для сохранения социального партнерства принято решение в соответствии с Трудовым кодексом, Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» начать разработку Генерального коллективного договора. Началась кропотливая работа над документом, его проект разослан по всем филиалам ОАО «РЖД» и дорожным комитетам профсоюза для изучения. Проведено более 30 официальных встреч, 10 заседаний рабочих групп и комиссий. 

Преодолены многочисленные, казалось бы, тупиковые ситуации, разрешены спорные вопросы, найдены решения. Более половины поступивших предложений нашли отражение в проекте договора или учтены при выработке разъяснений к нему. 

«Социальная сфера признается необходимым условием функционирования отрасли, — отметил накануне подписания документа президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев. — Социальная деятельность не затратная нагрузка, а инструмент эффективного развития корпорации, на основании которого обеспечивается рост доходности, повышение производительности и качества труда. В то же время результаты труда являются источником социального развития». 

В проекте первого коллективного договора участники обсуждения учли позитивный опыт действовавшего на тот момент отраслевого соглашения. Он предусматривал индексацию заработной платы и ее дальнейший рост в зависимости от производительности труда, оказание материальной помощи и поддержки ветеранам труда, страхование работников от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование работников. Документ упорядочивал систему оказания материальной помощи, предоставления дополнительных отпусков работникам с ненормированным рабочим днем. При этом договор оказался более конкретным документом, в котором все пункты увязаны с результатами производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД», ориентированы на высокопроизводительный труд, повышение ответственности работников и работодателя. Кроме этого, предусматривался ряд новых гарантий и льгот. 

Важным признано осуществление корпоративной политики обеспечения социальных гарантий работникам учреждений здравоохранения и образования, дочерних и зависимых обществ в объеме не менее, чем установлено в договоре. По многочисленным предложениям машинистов и их помощников работодатель брал обязательство по переобучению другой специальности и трудоустройству в течение шести месяцев с оплатой после того, как медкомиссия не допустила работника к исполнению обязанностей по состоянию здоровья. Учитывая большую нуждаемость в обеспечении жильем железнодорожников (на очереди на тот момент было около 220 тыс. человек), предполагалось строительство специализированного жилья, выделение субсидий.

Обе стороны социального партнерства понимали, что время выделения бесплатного жилья ушло. Выход оставался один: лучше работать и больше зарабатывать, создать инструменты поддержки со стороны компании. Договор также предусматривал выделение на финансирование и дальнейшее развитие социальной сферы 0,8% от эксплуатационных расходов. В нем определены параметры и условия оздоровления работников и детей. Не были упущены и вопросы по оказанию помощи и поддержки молодежи, развитие физической культуры и спорта. 

Учитывая, что постоянным условием для достижения достойного уровня жизни железнодорожников должна стать стабильная, высокоэффективная деятельность самой компании, ее филиалов и структурных подразделений, в документ включен раздел и об ответственности работников за качественное исполнение должностных обязанностей. Профсоюз обязывался совместно с работодателем осуществлять меры по повышению эффективности работы ОАО «РЖД», внедрению новой техники, технологии, укреплению трудовой и технологической дисциплины, воспитанию профессиональной чести и достоинства у работников, контролировать состояние охраны труда. 

В Центральном доме культуры железнодорожников 21 октября 2004 года состоялась первая конференция работников ОАО «РЖД». В ее работе приняли участие 497 делегатов, которые постановили принять первый Генеральный коллективный договор. А 5 ноября свои подписи под документом поставили президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев и председатель РОСПРОФЖЕЛ Николай Никифоров. 

Первый Генеральный коллективный договор по сути своей заменил отраслевое соглашение, он дважды продлевался — на 2006 и 2007 годы (с 2005 по 2007 год отраслевые соглашения по организациям железнодорожного транспорта не заключались). Начиная с 2008 года было заключено шесть отраслевых соглашений по организациям железнодорожного транспорта, подписанных объединением «Желдортранс» и РОСПРОФЖЕЛ, и 6 коллективных договоров ОАО «РЖД». 

Сегодня действует тринадцатое по счету, начиная с 1992 года, отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта и седьмой по счету коллективный договор ОАО «РЖД», заключенные на 2023—2025 годы. Опыт социального партнерства работодателя и профсоюза со дня даты подписания первого Генерального колдоговора продолжает развиваться. Решены далеко не все проблемы, волнующие железнодорожников. Однако работодателю и профсоюзу удалось сохранить обстановку взаимопонимания и доверия. 

Обсуждение любых изменений в новых договорах идет в атмосфере уважения мнения оппонента. И эта традиция заложена совместной работой 20 лет назад. 

 

Марина Анисенко, эксперт Департамента социального партнерства, труда и заработной платы аппарата ЦК РОСПРОФЖЕЛ, Сергей Черешнев, корр. «Сигнала»

 

https://rosprofzhel.ru/signal/signal_39_2024/garant_stabilnosti