Передовые технологии на страже условий и охраны труда
Устройства для наблюдения за распределением температуры поверхности, или тепловизоры, давно и прочно вошли в технологические процессы железнодорожников: сцбистам они помогают найти слабые контакты в электрических цепях, энергетикам – выявить дефектные узлы контактной сети и силового оборудования тяговых подстанций; с помощью тепловизора можно определить полноту налива цистерны, быстро найти очаг пожара, обнаружить теплопотери производственных и жилых помещений, выявить целый ряд скрытых неисправностей при ремонте тягового подвижного состава.
Техническая инспекция труда Дорпрофжел Красноярской магистрали предложила еще одно направление для использования этого прибора – выявлять неисправности в системе отопления и места утечки тепла из кабин локомотивов. С этой целью в ноябре 2019 года Дорпрофжелом и был приобретен портативный тепловизор.
Эта идея возникла после того, как локомотивные бригады на полигоне Красноярской магистрали стали все чаще жаловаться на холод в кабинах управления во время движения поезда. Претензии работников касаются и холодных кабин в «Ермаках» последних номеров, начиная с восьмисотых. Иногда встречаются электровозы серии ВЛ-80, ЭП-1, где от долгих лет эксплуатации была ухудшена теплоизоляция, вышли из строя уплотнители на дверях и окнах. Безусловно, при техническом обслуживании, а также во время проведения осеннего комиссионного осмотра локомотивов, сервисными локомотивными депо проводится работа по утеплению и герметизации кабин, но вся сложность состоит в том, что проверить качество утепления и достаточность работы обогревательных элементов можно только в процессе движения поезда.
Первые же испытания тепловизором показали, что не все локомотивы надлежащим образом подготовлены к работе в условиях сибирских морозов, и у каждой серии есть свои «болячки». На локомотивах ВЛ-80 это касается уплотнения нижней части входных дверей в кабины. Для исправления этого недостатка, как эксплуатационниками, так и ремонтниками локомотивов сразу было предложено несколько рационализаторских предложений. Также прибор показал, что на некоторых машинах серии ВЛ-80 и ЭП-1 холодный воздух поступает в кабину из-под пола в районе расположения буферных фонарей.
Тепловизор также подтвердил, что в локомотивах серии ВЛ-80 и ЭП-1 воздух в кабинах прогревается неравномерно: во время поездки обувь от печей под ногами нагревается до 40 градусов, при этом голова мерзнет без шапки. В «Ермаках» таких неудобств нет благодаря вентиляторам на калориферах, поэтому ездить в них гораздо комфортнее.
Зато на электровозах 3ЭС5К обнаружилось, что на заводе почему-то не герметизируются места вводов кабелей ЖОКС, и наружный воздух из машинного отделения дует прямо в кабину. Пропускают воздух и уплотнители на дверях, даже на тех, что не отработали и года. Сразу выявляются тепловизором и неработающие панели и печи обогрева.
Помимо кабин локомотивов, с помощью тепловизора можно обнаружить утечки тепла из производственных помещений. Например, при обследовании домов отдыха локомотивных бригад на станции Бискамжа и Междуреченск, были выявлены не утепленные проемы входных дверей, неработающие секции обогревателей, не плотное прилегание пластиковых окон. Замечания сразу же переданы балансодержателям зданий для адресного устранения.
В выявлении подобных проблем большую помощь оказывают председатели профсоюзных комитетов, общественные инспекторы по безопасности движения поездов и уполномоченные по охране труда – они передают информацию о холодных кабинах, не работающих обогревателях, не утепленных табельных и пунктах обогрева, а инспектор труда уже проводит адресную проверку.
Технический инспектор труда Дорпрофжел на Красноярской железной дороге
А.Г. Стельмашенко