Гарантия стабильности
Почти год действует Коллективный договор ОАО «РЖД», в который были внесены дополнительные гарантии. О том, как он реализуется и какую поддержку работникам оказывает профсоюз, «Гудку» рассказал председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) Сергей Черногаев.
– Сергей Иванович, как вы оцениваете выполнение Коллективного договора ОАО «РЖД»?
– Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2023–2025 годы, подписанный в прошлом году, является одним из лучших в стране. Документом были закреплены уже традиционные базовые социальные гарантии и льготы, в том числе индексация заработной платы, медицинская помощь, санаторно-курортное оздоровление, право воспользоваться бесплатным проездом. Но компания взяла на себя и новые обязательства: поддерживать волонтёрское движение, содействовать популяризации трудовых династий, оказывать содействие Советам молодёжи.
Первый год трёхлетнего периода действия Коллективного договора показал его актуальность и значимость. Обе стороны Коллективного договора стараются минимизировать влияние внешнеэкономической ситуации на благосостояние работников.
Отдельно отмечу, что большая работа проводится по улучшению условий труда и быта железнодорожников: обустраиваются санитарно-бытовые помещения, обновляется парк служебно-технических вагонов, подвижного состава. Растёт число культурно-массовых мероприятий. Всё больше создаётся физкультурно-оздоровительных клубов на предприятиях. Это очень востребовано. Профсоюз активно подключился к организации ФСК на предприятиях БАМа.
– Какие инициативы Роспрофжела по улучшению условий труда железнодорожников были поддержаны работодателем в этом году?
– Есть немало положительных примеров реализации предложений и инициатив профсоюза. Так, мы подняли вопрос по обеспечению зимними видами средств индивидуальной защиты (СИЗ) командированных в регионы с низкими температурами работников. И как результат, в текущем году утверждены «Рекомендации по обеспечению требований к условиям труда работников ОАО «РЖД» при работах в особых температурных условиях в холодный период года». В этом документе указано, что обеспечение СИЗ командированных работников закреплено за принимающей стороной.
Ещё один пример: в июне состоялась приёмочная комиссия нового электровоза 2ЭС8/3ЭС8, в котором по предложениям профсоюза применён стационарный санитарный модуль с накопительным баком.
С учётом наших предложений разработаны новые технические требования по усилению конструкции кабин локомотивов, чтобы в случае столкновений тягового подвижного состава с автотранспортными средствами локомотивная бригада была более защищена.
Необходимо сказать и об инициативе Роспрофжел, которая улучшает финансовое благополучие железнодорожников.Так, с текущего года работники освобождены от уплаты НДФЛ (13%) при получении бесплатного питания от работодателя при выполнении аварийно-восстановительных работ, ликвидации последствий ЧС, реконструкции и ремонте объектов инфраструктуры, а также очистке путей и стрелочных переводов при ликвидации снежных заносов.
Для усиления кадрового потенциала железных дорог в ОАО «РЖД» принято ещё одно решение, которое касается работников подразделений, расположенных в границах Дальневосточной железной дороги, и распространится на тех, кто трудится в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока.
С 1 октября текущего года северная надбавка к заработной плате в максимальном размере выплачивается с первого дня работы, без учёта стажа. На наш взгляд, сейчас очень важно сделать следующий шаг, чтобы это правило распространялось на всех работников, которые трудятся в районах Крайнего Севера. Подобных примеров решения насущных вопросов работников компании очень много. Хочу подчеркнуть, что результативная совместная работа профсоюза и руководителей компании снимает многие социальные вопросы и не одна инициатива Роспрофжел не остается без внимания работодателя.
– Как идёт работа по обеспечению железнодорожников новой спецодеждой?
– План поставки января – октября 2023 года специальной одежды и специальной обуви выполнен, по информации с мест укомплектованность зимними видами СИЗ составляет 100%. Необходимо сказать, что Центральной дирекцией закупок и снабжения в 2023 году организована опережающая поставка спецодежды и спецобуви по заявкам филиалов компании согласно плану следующего года, что позволит обеспечить их своевременную выдачу железнодорожникам в январе 2024 года.
Также совместно с работодателем нами рассмотрены итоги опытных испытаний сигнальной одежды с использованием тканей, окрашенных в цвета повышенной видимости. Все показатели получили положительную оценку. Целесообразность внедрения сигнальной экипировки подтверждается значительным повышением уровня безопасности работников. Поставки новой сигнальной одежды начнутся с 2025 года.
– С какими вопросами чаще всего к вам обращаются железнодорожники?
– Наибольшее количество обращений от железнодорожников посвящено социальным гарантиям, это около 40% от всех поступающих вопросов. Железнодорожники интересуются выделением путёвок в санатории и профилактории, спортивными мероприятиями, организацией детского летнего отдыха, жилищной политикой.
Около 35% обращений касаются нарушений трудового законодательства, коллективных договоров, незаконных увольнений, исполнения судебных актов. Поступают вопросы и по учёту рабочего времени (ночные, размеры окладов, средняя заработная плата), по разъяснению пунктов Коллективного договора ОАО «РЖД» и его выполнению, по выплатам сверх законодательства, размерам суточных при направлении в командировки, по сохранению льгот и гарантий при увольнении, повышению заработной платы и сверхнормативному времени отдыха у локомотивных бригад.
Реже встречаются вопросы по профсоюзнму членству и предложения по улучшению взаимодействия членов профсоюза и комитетов ППО. Кстати, цифровизация коснулась и профсоюза: теперь стать членом Роспрофжела можно не только по письменному заявлению в профком, но и дистанционно – с помощью официального сайта rosprofzhel.ru. В этом году на нашем сайте реализован новый сервис «Вступить в профсоюз», который позволяет не только в режиме онлайн стать членом профсоюза, но и получить необходимую информацию о профсоюзной организации предприятия, на котором трудится работник и контактную информацию для общения с председателем профкома.
– Какую поддержку оказывает профсоюз и работодатель железнодорожникам – участникам СВО и членам их семей?
– С первых дней участия железнодорожников в СВО были приняты решения по выстраиванию простого и понятного механизма предоставления льгот и гарантий коллективных договоров организаций Роспрофжела. Были приняты решения о дополнительных выплатах, обеспечении оздоровительными путёвками, бытовым топливом. Оперативно внесены необходимые изменения в порядок уплаты пенсионных взносов, а также страховых сумм по заключённым договорам страхования от потери профессиональной трудоспособности.
Первичные, дорожные организации профсоюза постоянно держат в поле зрения семьи участников СВО, оказывают им необходимую поддержку, на системном уровне осуществляется сбор и отправка гуманитарной помощи.
Профсоюз активно принимает участие в донорских акциях, организуемых военным госпиталем им. Вишневского. Кстати, одна из таких акций прошла 22 ноября – кровь сдали 60 человек. Безусловно, мы поддерживаем такую инициативу членов профсоюза и будем её продолжать.
– Роспрофжел активно взаимодействует с профсоюзами дружественных стран. Какие направления работы в приоритете сегодня?
– Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников (МКПЖ) объединяет 13 профсоюзов из 13 стран постсоветского пространства с 1,6 млн участников. В 2022–2023 годах подписаны и реализуются меморандумы с профсоюзами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана. В этом году подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с профсоюзом Улан-Баторской железной дороги.
Благодаря таким договорённостям укрепляется общественный авторитет отраслевых профсоюзных движений, создаются горизонтальные связи с профсоюзами дружественных стран на приграничном уровне, объединяются усилия по защите социально-экономических и трудовых прав членов профсоюзов, а также расширяются контакты в области спорта, культуры, женского и молодёжного движения. Также мы поддерживаем и развиваем взаимоотношения с Профсоюзом железнодорожников Китая.
– Традиционно профсоюз поздравляет детей железнодорожников с Новым годом. Каких сюрпризов ждать?
– В этом году мы решили в целом изменить подход к «сладкому» новогоднему поздравлению. В декабре профсоюз запускает проект «В Новый год с РОСПРОФЖЕЛ». Участвовать в нём могут и профсоюзные комитеты первичных профсоюзных организаций структурных подразделений, и дети членов профсоюза.
Конкурс будет проводиться по двум номинациям. В номинации «Лучшее вручение детских новогодних подарков» приглашем к участию профсоюзные комитеты, а номинация «Лучшая поделка из подарочной новогодней упаковки» открыта для детей работников, состоящих в рядах профсоюза и получивших новогодний подарок от Роспофжел и РЖД.
Ребята смогут самостоятельно или вместе с родителями творчески «переработать» упаковку новогоднего подарка, превратить её в интересную поделку и представить на конкурс. С 1 декабря по 10 января участники могут зарегистрироваться на платформе проекта и подать заявку по конкурсным номинациям. В период с 12 по 21 января будут опубликованы конкурсные работы, и результаты онлайн-голосования, которые и определят победителей. Для них мы предусмотрели интересные призы. Но это ещё не всё: 26 января в 9 часов утра по московскому времени состоится розыгрыш лотереи среди всех участников, зарегистрированных на платформе проекта. Получить дополнительную информацию и зарегистрироваться для участия можно будет на официальном сайте Роспрофжел (rosprofzhel.ru).
– Сергей Иванович, как вы оцениваете выполнение Коллективного договора ОАО «РЖД»?
– Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2023–2025 годы, подписанный в прошлом году, является одним из лучших в стране. Документом были закреплены уже традиционные базовые социальные гарантии и льготы, в том числе индексация заработной платы, медицинская помощь, санаторно-курортное оздоровление, право воспользоваться бесплатным проездом. Но компания взяла на себя и новые обязательства: поддерживать волонтёрское движение, содействовать популяризации трудовых династий, оказывать содействие Советам молодёжи.
Первый год трёхлетнего периода действия Коллективного договора показал его актуальность и значимость. Обе стороны Коллективного договора стараются минимизировать влияние внешнеэкономической ситуации на благосостояние работников.
Отдельно отмечу, что большая работа проводится по улучшению условий труда и быта железнодорожников: обустраиваются санитарно-бытовые помещения, обновляется парк служебно-технических вагонов, подвижного состава. Растёт число культурно-массовых мероприятий. Всё больше создаётся физкультурно-оздоровительных клубов на предприятиях. Это очень востребовано. Профсоюз активно подключился к организации ФСК на предприятиях БАМа.
– Какие инициативы Роспрофжела по улучшению условий труда железнодорожников были поддержаны работодателем в этом году?
– Есть немало положительных примеров реализации предложений и инициатив профсоюза. Так, мы подняли вопрос по обеспечению зимними видами средств индивидуальной защиты (СИЗ) командированных в регионы с низкими температурами работников. И как результат, в текущем году утверждены «Рекомендации по обеспечению требований к условиям труда работников ОАО «РЖД» при работах в особых температурных условиях в холодный период года». В этом документе указано, что обеспечение СИЗ командированных работников закреплено за принимающей стороной.
Ещё один пример: в июне состоялась приёмочная комиссия нового электровоза 2ЭС8/3ЭС8, в котором по предложениям профсоюза применён стационарный санитарный модуль с накопительным баком.
С учётом наших предложений разработаны новые технические требования по усилению конструкции кабин локомотивов, чтобы в случае столкновений тягового подвижного состава с автотранспортными средствами локомотивная бригада была более защищена.
Необходимо сказать и об инициативе Роспрофжел, которая улучшает финансовое благополучие железнодорожников.Так, с текущего года работники освобождены от уплаты НДФЛ (13%) при получении бесплатного питания от работодателя при выполнении аварийно-восстановительных работ, ликвидации последствий ЧС, реконструкции и ремонте объектов инфраструктуры, а также очистке путей и стрелочных переводов при ликвидации снежных заносов.
Для усиления кадрового потенциала железных дорог в ОАО «РЖД» принято ещё одно решение, которое касается работников подразделений, расположенных в границах Дальневосточной железной дороги, и распространится на тех, кто трудится в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока.
С 1 октября текущего года северная надбавка к заработной плате в максимальном размере выплачивается с первого дня работы, без учёта стажа. На наш взгляд, сейчас очень важно сделать следующий шаг, чтобы это правило распространялось на всех работников, которые трудятся в районах Крайнего Севера. Подобных примеров решения насущных вопросов работников компании очень много. Хочу подчеркнуть, что результативная совместная работа профсоюза и руководителей компании снимает многие социальные вопросы и не одна инициатива Роспрофжел не остается без внимания работодателя.
– Как идёт работа по обеспечению железнодорожников новой спецодеждой?
– План поставки января – октября 2023 года специальной одежды и специальной обуви выполнен, по информации с мест укомплектованность зимними видами СИЗ составляет 100%. Необходимо сказать, что Центральной дирекцией закупок и снабжения в 2023 году организована опережающая поставка спецодежды и спецобуви по заявкам филиалов компании согласно плану следующего года, что позволит обеспечить их своевременную выдачу железнодорожникам в январе 2024 года.
Также совместно с работодателем нами рассмотрены итоги опытных испытаний сигнальной одежды с использованием тканей, окрашенных в цвета повышенной видимости. Все показатели получили положительную оценку. Целесообразность внедрения сигнальной экипировки подтверждается значительным повышением уровня безопасности работников. Поставки новой сигнальной одежды начнутся с 2025 года.
– С какими вопросами чаще всего к вам обращаются железнодорожники?
– Наибольшее количество обращений от железнодорожников посвящено социальным гарантиям, это около 40% от всех поступающих вопросов. Железнодорожники интересуются выделением путёвок в санатории и профилактории, спортивными мероприятиями, организацией детского летнего отдыха, жилищной политикой.
Около 35% обращений касаются нарушений трудового законодательства, коллективных договоров, незаконных увольнений, исполнения судебных актов. Поступают вопросы и по учёту рабочего времени (ночные, размеры окладов, средняя заработная плата), по разъяснению пунктов Коллективного договора ОАО «РЖД» и его выполнению, по выплатам сверх законодательства, размерам суточных при направлении в командировки, по сохранению льгот и гарантий при увольнении, повышению заработной платы и сверхнормативному времени отдыха у локомотивных бригад.
Реже встречаются вопросы по профсоюзнму членству и предложения по улучшению взаимодействия членов профсоюза и комитетов ППО. Кстати, цифровизация коснулась и профсоюза: теперь стать членом Роспрофжела можно не только по письменному заявлению в профком, но и дистанционно – с помощью официального сайта rosprofzhel.ru. В этом году на нашем сайте реализован новый сервис «Вступить в профсоюз», который позволяет не только в режиме онлайн стать членом профсоюза, но и получить необходимую информацию о профсоюзной организации предприятия, на котором трудится работник и контактную информацию для общения с председателем профкома.
– Какую поддержку оказывает профсоюз и работодатель железнодорожникам – участникам СВО и членам их семей?
– С первых дней участия железнодорожников в СВО были приняты решения по выстраиванию простого и понятного механизма предоставления льгот и гарантий коллективных договоров организаций Роспрофжела. Были приняты решения о дополнительных выплатах, обеспечении оздоровительными путёвками, бытовым топливом. Оперативно внесены необходимые изменения в порядок уплаты пенсионных взносов, а также страховых сумм по заключённым договорам страхования от потери профессиональной трудоспособности.
Первичные, дорожные организации профсоюза постоянно держат в поле зрения семьи участников СВО, оказывают им необходимую поддержку, на системном уровне осуществляется сбор и отправка гуманитарной помощи.
Профсоюз активно принимает участие в донорских акциях, организуемых военным госпиталем им. Вишневского. Кстати, одна из таких акций прошла 22 ноября – кровь сдали 60 человек. Безусловно, мы поддерживаем такую инициативу членов профсоюза и будем её продолжать.
– Роспрофжел активно взаимодействует с профсоюзами дружественных стран. Какие направления работы в приоритете сегодня?
– Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников (МКПЖ) объединяет 13 профсоюзов из 13 стран постсоветского пространства с 1,6 млн участников. В 2022–2023 годах подписаны и реализуются меморандумы с профсоюзами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана. В этом году подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с профсоюзом Улан-Баторской железной дороги.
Благодаря таким договорённостям укрепляется общественный авторитет отраслевых профсоюзных движений, создаются горизонтальные связи с профсоюзами дружественных стран на приграничном уровне, объединяются усилия по защите социально-экономических и трудовых прав членов профсоюзов, а также расширяются контакты в области спорта, культуры, женского и молодёжного движения. Также мы поддерживаем и развиваем взаимоотношения с Профсоюзом железнодорожников Китая.
– Традиционно профсоюз поздравляет детей железнодорожников с Новым годом. Каких сюрпризов ждать?
– В этом году мы решили в целом изменить подход к «сладкому» новогоднему поздравлению. В декабре профсоюз запускает проект «В Новый год с РОСПРОФЖЕЛ». Участвовать в нём могут и профсоюзные комитеты первичных профсоюзных организаций структурных подразделений, и дети членов профсоюза.
Конкурс будет проводиться по двум номинациям. В номинации «Лучшее вручение детских новогодних подарков» приглашем к участию профсоюзные комитеты, а номинация «Лучшая поделка из подарочной новогодней упаковки» открыта для детей работников, состоящих в рядах профсоюза и получивших новогодний подарок от Роспофжел и РЖД.
Ребята смогут самостоятельно или вместе с родителями творчески «переработать» упаковку новогоднего подарка, превратить её в интересную поделку и представить на конкурс. С 1 декабря по 10 января участники могут зарегистрироваться на платформе проекта и подать заявку по конкурсным номинациям. В период с 12 по 21 января будут опубликованы конкурсные работы, и результаты онлайн-голосования, которые и определят победителей. Для них мы предусмотрели интересные призы. Но это ещё не всё: 26 января в 9 часов утра по московскому времени состоится розыгрыш лотереи среди всех участников, зарегистрированных на платформе проекта. Получить дополнительную информацию и зарегистрироваться для участия можно будет на официальном сайте Роспрофжел (rosprofzhel.ru).