Дар с историей
В День железнодорожника в Красноярске открылся обновлённый музей
Свои двери для посетителей музей истории Красноярской железной дороги распахнул в здании на перекрёстке улицы Горького и проспекта Мира, в непосредственной близости от управления дороги.
В этом году музей отмечает своё 30-летие. К этой дате, по инициативе начальника дороги Владимира Рейнгардта, хранители истории получили новое современное помещение в центре Красноярска. Здесь стало гораздо просторнее и уютнее, а соответственно, значительно расширилась экспозиция.
‒ Открытие музея мы посвящаем двум юбилейным датам, которые отмечаются в этом году – 180-летию железных дорог России и 30-летию самого музея, ‒ подчеркнул Владимир Рейнгардт. ‒ Кроме того, обновлённый музей, по доброй традиции, станет нашим подарком городу ко Дню железнодорожника. Очень радует, что именно с железнодорожного музея будет начинаться создающийся в краевом центре исторический квартал. Ведь летопись Красноярска неразрывно связана с историей дороги. Благодаря Транссибу Красноярск получил новый импульс, превратился в промышленный, научный и культурный центр Сибири.
В церемонии торжественного открытия приняли участие председатель правительства Красноярского края Виктор Томенко, председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Законодательного собрания края Владимир Демидов, управляющий филиалом Банка ВТБ в Красноярске Наталья Табаринцева, министр транспорта края Сергей Ерёмин, генеральный директор АО «В-Сибпромтранс» Геннадий Лапунов, исполняющий обязанности председателя Дорпрофжел Сергей Штронда и другие почётные гости.
После того как была разрезана красная ленточка, для гостей провели обзорную экскурсию, рассказали о прошлом дороги и перспективах её развития.
Структурированность музея отметил депутат Владимир Демидов:
– Здесь представлено всё – от истории до долговременных планов. Музей расположен в хорошем месте – в центре города. Уверен, что он будет пользоваться популярностью.
Ранее на протяжении нескольких десятков лет музей находился в здании на улице Робеспьера и делил его с учебным центром. На новом месте дислокации сотрудники не только нашли пространство для дополнительных выставочных стендов, но и придумали для каждого зала тематическую специализацию.
В частности, открывающий экспозицию зал носит название «Пассажирский». Здесь представлены различные раритеты, связанные с отечественными поездами прошлого и даже позапрошлого века. В их числе, например, станционные самовары – обязательная деталь любого вокзала начала прошлого века.
Как рассказывают сотрудники музея, многие иностранцы поначалу полагали, что у всех остановок на Транссибе одно и то же название. А всё потому, что перед каждой остановкой проводники проходили по вагону с громким объявлением: «Станция! Кипяток!».
Здесь же можно полюбоваться настоящим станционным колоколом, который в царское время давал сигнал к отправлению поезда. Как показала практика первого дня работы музея, именно этот объект привлёк всеобщее внимание, с ним все стремились сфотографироваться.
Впрочем, интерес первых посетителей вызвали не только артефакты старины глубокой. Специальная витрина в пассажирском зале отдана подстаканникам, этому многолетнему и безоговорочному символу отечественных поездов. И конечно, всеобщее внимание привлекла полноразмерная модель пассажирского купе.
Второй зал экспозиции посвящён теме движения. Здесь посетители могут посмотреть модели и макеты различных вагонов и локомотивов. Отдельная гордость – воссозданный кабинет начальника станции времён Великой Отечественной войны. Основой его послужили личные вещи Бориса Тростенцова, много лет прослужившего начальником станции Красноярск, а позднее ставшего основателем и первым директором музея истории дороги.
‒ Коренной сибиряк, начавший свою трудовую биографию в 1931 году, он прошёл путь от рядового телеграфиста станции Заозёрной до заместителя начальника Красноярского отделения Восточно-Сибирской железной дороги, ‒ вспоминает дочь железнодорожника Светлана Борисовна. ‒ Позднее он стал одним из инициаторов создания музея истории дороги и передал в фонд немало личных вещей: от трудовых наград до предметов мебели.
Третий и четвёртый залы музея представляют инфраструктурное и социальное направления развития магистрали. В инфраструктурном полно отражена история строительства знаменитого моста через Енисей, получившего в своё время главную награду Всемирной выставки в Париже.
В социальном же зале затронуты самые различные аспекты отрасли: спорт, медицина, соцсоревнования и даже кино.
‒ Отдельный стенд у нас посвящён кинематографической теме, ‒ рассказывает директор музея Константин Карпухин, проводя экскурсию для первых посетителей. ‒ На первый взгляд может показаться, что область эта далека от транспорта. Однако стоит внимательно вникнуть в исторические документы, и мы узнаем, например, что наш красноярский железнодорожник Борис Шумяцкий семь лет возглавлял советскую кинематографию и, в частности, был инициатором создания всемирно известного ВГИКа. А первым красноярским кинооператором и режиссёром был железнодорожник Михаил Чулков. Он не только автор первых красноярских кинохроник, но и создатель нашего первого художественного фильма «Лесная сказка», снятого в 1913 году.
Как отметил Константин Карпухин, ожидается, что на новом месте число посетителей музея будет стабильно увеличиваться. Факторами роста станут и удобное расположение, и сопряжённость с инфраструктурой планируемого исторического квартала Красноярска.
‒ Музей ‒ это такое место, где всегда можно узнать что-то новое о своём родном городе, своём предприятии, ‒ отмечает Константин Карпухин. ‒ И мы с удовольствием поможем нашим посетителям сделать для себя интересные и познавательные открытия.
Артем Яковлев