Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

85 лет назад была образована Красноярская железная дорога


Приказ о создании новой магистрали подписал 28 февраля 1936 года нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович.
Так впервые на транспортной схеме страны появилось название «Красноярская железная дорога». До этого участок Транссиба в Енисейской Сибири часто менял свою ведомственную принадлежность и в разное время входил в состав Средне-Сибирской, Томской, Восточно-Сибирской дорог. В середине 1930-х руководство железнодорожной отрасли СССР приняло решение о создании Красноярской магистрали. Эти годы были временем ускоренной индустриализации страны. Железнодорожный транспорт за темпами роста экономики не успевал. 
Новые объёмы перевозок, которые во много раз превышали дореволюционные, оказались неподъёмными. В таких условиях и было принято решение разукрупнить отрасль и создать на карте СССР несколько новых дорог.
Решение о создании магистрали принял руководивший в те годы железнодорожной отраслью сталинский нарком Лазарь Каганович. В соответствии с его приказом №19Ц на карте страны появились сразу три новых дороги: из состава Восточно-Сибирской выделилась Красноярская, а Уссурийская магистраль разделилась на Амурскую и Дальневос­точную.
Красноярская дорога простиралась от Мариинска до Тайшета, в этих границах она работает и сейчас. Руководителем магистрали назначили Ария Мирского, опытного революционера и работника транспорта. Настоящее его имя было Аристотель Кобахидзе, ранее он руководил Забайкальской дорогой, работал также на Московско-Курской, Северо-Кавказской и Октябрьской магистралях. Мирский, впрочем, продержался на руководящем посту лишь несколько месяцев. Уже в сентябре 1936 года его сменил Александр Ломакин, который также руководил дорогой совсем недолго. Оба они нашли свою гибель в горниле сталинских репрессий.
Перевозочная работа на новой магистрали с самого начала задалась удачно. Уже к 1937 году Красноярская дорога сумела по многим показателям превысить среднесетевой уровень и выйти в лидеры стахановского движения. На магистрали функционировали четыре отделения (Красноярское, Боготольское, Ужурское и Иланское), погрузка за период 1936–39 была увеличена почти вдвое. Активно велось производственное строительство. Только в Красноярске в эти годы были возведены Дворец культуры железнодорожников, стадион «Локомотив», открыто подразделение одноимённого спортивного общества, заработала Детская железная дорога – первая в России. Началась и одна из масштабных строек первой волны индустриализации – второй путь моста через Енисей.
В те же годы была создана газета «Красноярский железнодорожник».
Управление новой дороги располагалось тогда по адресу Ленина, 70, на перекрёстке с улицей Вейнбаума. Однако за несколько месяцев в Красноярске открылись более двух десятков контор всевозможных дорожных служб, от путейцев и машинистов до бухгалтеров и снабженцев. Новым сотрудникам нужны были рабочие кабинеты, а места в здании для всех не хватало. 
В итоге срочно был заказан проект большого комплекса управления дороги. В Красноярск прибыл один из ведущих архитекторов Советского Союза Андрей Крячков. Он разработал план коренной реконструкции центра города, куда вписал управление дороги и ещё четыре крупных административных здания. Примечательно, что план этот получил признание на мировом уровне: он был удостоен Гран-при и золотой медали на Всемирной Парижской выставке 1937 года. Реализации проекта помешала война, но он всё же был воплощён в жизнь позднее, в 1950-х годах. Современным красноярцам он знаком как архитектурный ансамбль площади Революции. Кстати, по проекту здание управления дороги должно было иметь высокую башню в юго-восточном углу, где сейчас располагается главный вход.

Образованная в 1936 году Красноярская магистраль существовала ровно четверть века. В 1961 году настала пора очередных административных инициатив, и дорогу вернули в состав Восточно-Сибирской магистрали (откуда она вновь выделилась только 18 лет спустя, в 1979-м). Тем не менее, с 30-х годов XX века сохранилось значительное наследство: прежде всего, крупнейшие дорожные хозяйства и службы, которые ведут свою летопись именно с той поры.

 

Артём Яковлев

Фото: пресс-служба КрасЖД

 

https://gudok.ru/zdr/176/?ID=1554592&archive=56674