Наверх!

Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) на Красноярской железной дороге 

Войти или зарегистрироваться

 

 

 

 

 

 

 

Штронда Сергей Сергеевич
Председатель Дорпрофжел

 

Уважаемые коллеги!

Дорогие гости нашего сайта!

 

Приветствуем вас на сайте Дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге!

 

Читать далее...

 

 

В ОАО «РЖД» началась реализация новой комплексной программы поддержки работниц


В конце прошлого года завершил своё действие первый трёхлетний комплексный План поддержки женщин в ОАО «РЖД».
Теперь Координационному совету по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки работниц и его региональным подразделениям до 2025 года предстоит воплотить в жизнь новый план мероприятий. О том, какие новые льготы появятся у железнодорожниц в ближайшее время и какие вопросы сейчас в фокусе внимания, «Гудок» узнал у советника генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД», сопредседателя Координационного совета Ирины Костенец.
 

– Ирина Александровна, каких результатов удалось достичь за последние три года? Все ли пункты комплексного плана до 2020 года удалось реализовать? 


– С уверенностью могу сказать, что все пункты плана мероприятий по поддержке железнодорожниц были выполнены. Получилось сделать даже больше запланированного, так как по мере реализации плана мы регулярно проводили встречи с работницами на дорогах, получали от них обратную связь и корректировали план с учётом их пожеланий. Так, в мае 2019 года после проведения первого женского форума в подмосковном пансионате «Берёзовая роща» мы стали уделять больше внимания работницам, попавшим в трудные жизненные ситуации. Теперь нами ведётся точечная работа по обращениям женщин: это вопросы прав и обязанностей работника и работодателя, трудоустройства, оказания медицинской помощи и многие другие. Все обращения детально рассматриваются и по каждому принимается индивидуальное решение. 
После встречи представителей нашего Координационного совета с железнодорожницами в Южно-Сахалинске мы составили план мероприятий для этого региона, где есть ряд специфичных проблем. Этот план был выполнен: теперь у сахалинцев появилась возможность компенсации стоимости путёвок в местные санатории, а для их детей – в оздоровительные лагеря сторонних организаций, а также частичной компенсации расходов на занятия детей в платных секциях и группах сторонних спортивных объектов Сахалинской области. 
Особое место в нашей работе занимает поддержка здоровья наших работниц. Так, в новой программе ДМС появилась возможность пройти обследование у узких специалистов: в области сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также сделать генетические исследования для планирования семьи. Были разработаны специализированные медицинские программы «Женское здоровье», «Стоп-Стресс», «Неделя красоты», организованы «Академия будущих матерей» и «Школа матерей». Совместно с врачами сети «РЖД-Медицина» был создан комплекс упражнений по производственной гимнастике. Работники несколько раз в день получают на свои рабочие компьютеры уведомление (всплывающее окно) с предложением сделать пятиминутный комплекс упражнений. Особенно это актуально сейчас, на дистанционной работе, когда мы проводим большую часть времени у компьютера. 

– Часто женщине необходимо совмещать работу и заботу о семье. На какую поддержку компании могут рассчитывать работницы с детьми? 


– Задолго до начала пандемии мы разработали механизм применения режима гибкого рабочего времени и дистанционной работы, что, конечно же, очень удобно для молодых мам. Работница может составить свой график таким образом, чтобы успеть отвести ребёнка в сад или забрать вечером или, к примеру, работать дистанционно, находясь дома с маленьким ребёнком. Сейчас все механизмы отлажены, руководители уже не опасаются удалённого формата работы, поэтому, думаю, после снятия всех ограничений и возвращения в офисы такая возможность будет использоваться железнодорожницами чаще.
Если год назад в детских садах ОАО «РЖД» было открыто 222 ясельные группы, то сейчас их 292, 40 дошкольных учреждений переведены на удлинённый рабочий график либо на круглосуточный. Но мы подходим к вопросу социальной поддержки максимально осознанно: нет смысла создавать группы ради групп. Где есть запрос, там есть помощь. 
Ежегодно на учебный год утверждаются плановые задания по комплектованию дошкольных образовательных учреждений ОАО «РЖД», в которых учитывается потребность в группах раннего возраста (с одного года) и режим работы групп. Если у работников компании есть необходимость в изменении режима работы конкретных детских садов на круглосуточный или удлинённый, он меняется. 
Ещё одна существенная мера поддержки – компенсируемый социальный пакет (КСП). Благодаря проделанной работе перечень элементов КСП был дополнен возможностью частичной компенсации оплаты услуг няни, частных детских садов, услуг учреждений культуры. С каждым годом увеличивается количество женщин, которым предоставляется КСП: в 2018 году их было 4675, в 2019-м – 10 940, а в 2020 году – 17 433. 
Согласно социологическому исследованию, проведённому в 2020 году, удовлетворённость женщин работой в компании составляет 76,7%, в 2019-м этот показатель был на уровне 72%. Женщины чувствуют, что социально защищены, видят заботу компании – это касается корпоративной медицины, возможностей оздоровления, семейного отдыха в санаториях и профилакториях и многого другого. Результаты исследования говорят о том, что мы идём в абсолютно правильном направлении по улучшению условий труда и совершенствованию механизмов социальной поддержки женщин. 

– В конце 2020 года генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым был утверждён новый план мероприятий по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД» на 2021–2025 годы. Расскажите, пожалуйста, как проходила его разработка? 


– При разработке плана мероприятий были учтены мнения региональных советов по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин, которые, в свою очередь, проводили работу на местах: узнавали у работниц, что дополнительно необходимо включить в новый план. Отмечу, что при реализации любых инициатив для нас очень важно получать обратную связь от железнодорожниц. И всегда очень продуктивным каналом для коммуникации и получения обратной связи для нас были встречи членов Координационного совета с представительницами трудовых коллективов на сети железных дорог. На такие встречи приглашаются работницы всех категорий: руководители и специалисты, представители рабочих профессий, служащие. Именно такой состав даёт нам наиболее полную картину вопросов, требующих решения. Беседы проходят в непринуждённой обстановке, располагающей к откровенному разговору. В результате нам удаётся оперативно решить довольно много вопросов, что, безусловно, влияет на ежедневную работу женщин в компании. 

– Из-за пандемии проводить такие встречи оказалось невозможно. Как был налажен диалог с работницами? 


– Да, весна 2020 года сильно изменила нашу жизнь. И в этом году онлайн-форумы для работниц получили развитие. На дорожном уровне они прошли на Приволжской, Куйбышевской, Западно-Сибирской, Московской дорогах, также в ноябре прошлого года был проведён общесетевой социальный корпоративный онлайн-проект для женщин «Как быть успешной и счастливой». У онлайн-формата есть свои преимущества – так мы можем значительно увеличить аудиторию, к примеру в проекте «Как быть успешной и счастливой» приняли участие 1020 работниц со всей сети. На каждом онлайн-мероприятии у железнодорожниц есть возможность задать вопрос, написав его в специальном окне. Затем все вопросы мы систематизируем и направляем ответы. Но всё же онлайн-формат подходит далеко не всегда. Беседы за чашечкой чая не заменит встреча по видеосвязи. Поэтому как только ограничения будут сняты, члены Координационного совета возобновят очные встречи с представительницами трудовых коллективов. Но полностью от дистанционного формата мы не планируем отказываться, возможно, в дальнейшем мероприятия будут проходить в комбинированном формате, часть участников будет подключаться по видеосвязи, а часть – присутствовать очно. 
В мае этого года мы планируем провести общесетевой форум по поддержке женщин в ОАО «РЖД» и, конечно, надеемся, что эпидемиологическая обстановка позволит провести его очно. 

– Какие направления работы Координационного совета станут приоритетными в ближайшие годы? Какими новыми льготами и бонусами железнодорожницы смогут воспользоваться? 


– Новый план мероприятий до 2025 года содержит, как и прежде, шесть разделов – направлений деятельности и является своеобразным продолжением предыдущего. Но есть и принципиально новые проекты. Уже в этом году мы планируем ввести дополнительные льготы для женщин с детьми. Так, будет рассмотрена возможность предоставления детям работников с трёх лет отдельного места в поездах дальнего следования, а также возможность частичной компенсации родителям расходов на совместные занятия спортом с детьми от 5 до 16 лет по семейным абонементам FAMILY FIT на объектах ОАО «РЖД» либо организация таких занятий на базе физкультурно-спортивных клубов, расположенных в регионе железной дороги, на безвозмездной основе. 
Уже во втором полугодии 2021 года планируется организация и проведение ежеквартальных «Женских суббот», когда работницы смогут посещать профильных специалистов (эндокринолога, гинеколога, кардиолога), а также появится возможность сделать маммографическое исследование. Весь этот комплекс мероприятий позволит выявить заболевания на ранней стадии и своевременно приступить к их лечению. Также в планах организовать адресное оказание медицинских консультаций посредством онлайн-встреч с врачами по предварительной записи по вопросам, не требующим личного приёма. Получить полную картину состояния здоровья наших железнодорожниц позволит проведение анализа заболеваемости женщин, который с 2021 года будет проводиться на ежегодной основе. В этом году Центральной дирекцией здравоохранения будут разработаны медицинские и оздоровительные программы «Правильное питание», а также предусмотрена организация мобильных медицинских консультаций для работниц с удалённых станций с неразвитой инфраструктурой. 
В 2021 году будет дан старт реализации новой программы поддержки женщин предпенсионного возраста с целью мотивации вести их активный образ жизни и продолжать своё развитие. Для расширения кругозора наших работниц в планах также организация обзорных онлайн-экскурсий по крупным городам и музеям, расположенным в регионах железных дорог. 
На базе Сервисного портала планируется создать раздел, где будут проводиться мероприятия для железнодорожниц по различным тематикам. В этом году уже создан отдельный раздел в системе дистанционного обучения, посвящённый курсам для женщин. Надеемся, что это поможет нашим сотрудницам развиваться в удобное для них время, гармонично совмещая работу, личную жизнь и 
обучение. 
Ещё один проект, который должен заработать уже в этом году, – онлайн-консультации психолога или юриста. Мы пока прорабатываем с IT-специалистами, на какой платформе этот сервис будет реализован. Возможно, он будет интегрирован в Сервисный портал. Потребность в консультациях психолога достаточно велика: пандемия коронавируса, стремительный переход на удалённую работу, страх за своё здоровье и здоровье близких негативно повлияли на эмоциональное состояние. 

– Планировалось, что до конца 2020 года на рабочих местах появятся комнаты функциональной (эмоциональной) разгрузки. На каком этапе этот проект сейчас? 


– Комнаты функциональной разгрузки – один из тех проектов, которым мы гордимся: они помогают нашим сотрудницам не выгорать на работе и вовремя восстанавливать силы. Сейчас такие комнаты уже есть на нескольких дорогах, в частности на Красноярской, Восточно-Сибирской. На финальный этап ремонта вышли комнаты в Главном вычислительном центре и Центральной дирекции инфраструктуры. Ещё одну комнату в ближайшее время откроет Дальневосточная железная дорога в рамках программы «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития». 
Это приятные, светлые помещения, где женщины могут отдохнуть, побыть наедине со своими мыслями и с новыми силами продолжить работу. Обязательный элемент – мягкие кресла с подлокотниками и подголовниками или пуфы, принимающие форму тела. Помещение оборудуются аудиовизуальным комплексом для транслирования успокаивающих звуков, например шума леса или моря. Прежде всего такие комнаты созданы для тех, кто испытывает на работе эмоциональные нагрузки или чьи трудовые обязанности требуют повышенной концентрации внимания: диспетчеры, дежурный персонал, бухгалтеры. В специально созданных условиях они смогут быстрее справиться с эмоциональным перенапряжением и восстановить работоспособность. В перспективе такие комнаты появятся на всей сети. 

– В декабре 2019 года была утверждена Концепция по разработке новых моделей специальной одежды, в 2020-м они создавались. Учитывались ли пожелания работниц? 


– Безусловно. В ходе социологических исследований при оценке качества одежды вызвали недовольство качество материала, плохое крепление фурнитуры, отсутствие женских моделей одежды, неудобная обувь. Мы услышали наших женщин, и для решения данной проблемы были разработаны и внедряются новые коллекции спецодежды и спецобуви для женщин, произошло обновление форменной и корпоративной одежды. Мне запомнилось предложение работниц Дирекции железнодорожных вокзалов: они попросили добавить в форменный комплект платье, их просьба была выполнена. 
Согласно концепции за 2020 год были актуализированы 12 моделей (32 типа) женской спецодежды и вновь разработаны две модели (16 типов) сигнальной одежды повышенной видимости. Все разработанные модели прошли опытную носку в регионах железных дорог. В тестировании новых комплектов как в зимний, так и в летний период участвовали женщины – работницы различных структурных подразделений компании, которые достаточно высоко оценили новые модели. 
В составе летних комплектов работников, непосредственно участвующих в организации движения поездов, предусмотрены футболка и головной убор, выполненные из флуоресцентных материалов, что позволит обеспечить безопасность вне зависимости от ношения комплекта полностью. Этот подход особенно актуален для работников южных регионов, к примеру Северо-Кавказской железной дороги. В зимних комплектах-трансформерах предусмотрены утеплённые сигнальные жилеты, которые могут использоваться как самостоятельное изделие совместно с демисезонной или летней спецодеждой. 
В настоящее время разрабатываются облегчённые варианты спецодежды, в том числе для женщин, работающих в отапливаемых помещениях. Инициатива по разработке новой форменной одежды обычно исходит из филиалов в соответствии с их актуальными потребностями. Сейчас такая потребность есть у дирекций тяги, моторвагонного подвижного состава и скоростного сообщения. Именно в эти филиалы поступили на работу женщины – помощники машиниста. Мы много общаемся с ними: проводим встречи на высоком уровне в формате открытого диалога, делаем опросы. В результате стало понятно, что не вся одежда девушкам удобна. Во время встречи женщин – помощников машиниста с руководством Дирекции тяги и Дирекции моторвагонного подвижного состава 17 февраля девушки интересовались, можно ли предусмотреть в форменной одежде трикотажный жилет, так как в холодное время года этот предмет одежды оказался необходим. Этот вопрос будет решён в ближайшее время. В Дирекции скоростного сообщения в форменном комплекте девушек есть жилеты, поэтому даже нет необходимости менять техническое задание. 

– Выход в рейс в начале этого года первых женщин – помощников машиниста стал историческим моментом. Как сейчас организована их работа? 

 

– Да, это важнейшее событие в новейшей истории развития железнодорожного транспорта. Сегодня на восьми железных дорогах уже трудоустроены 52 женщины. Ещё 11 девушек заканчивают обучение. В филиалах на сегодняшний день 28 девушек трудоустроены в Дирекции моторвагонного подвижного состава, 17 – в Дирекции тяги и 7 – в Дирекции скоростного сообщения. Как показывают опросы, женщины довольны своей работой и уровнем подготовки. Они высоко оценили бытовые условия для работы, в том числе дома отдыха локомотивных бригад и доступность средств индивидуальной защиты. Есть повод гордиться и нашими мужчинами: атмосфера позитивная, случаев дискриминации на рабочем месте не зафиксировано, все активно помогают освоиться в профессии. В настоящее время в ОАО «РЖД» психологическое сопровождение женщин – помощников машиниста стало важным направлением. Уже сейчас психологи «РЖД-Медицины» используют в своей работе один из эффективных методов восстановительных (коррекционных) мероприятий – психологические консультации, учитывающие гендерные особенности работниц. Психологи помогают найти ответы на типичные вопросы, возникающие в процессе адаптации женщин к новым условиям, повысить стрессоустойчивость, обрести психологический комфорт. Методы коррекции формируются для каждой женщины индивидуально, исходя из её запроса и личностных особенностей. 
В дальнейшем работа по сохранению психического здоровья, поддержанию высокого уровня работоспособности и профессиональной надёжности работниц будет продолжена в психофизиологических подразделениях «РЖД-Медицины», что, в свою очередь, позволит сохранить трудоспособный коллектив в любых условиях. 
Не сомневаюсь, что в ближайшем будущем женщины смогут стать машинистами, машинистами-инструкторами и, возможно, даже руководителями локомотивных депо. Если есть желание обучаться – нет ничего невозможного. 

 

Виктория Гаджиева

Фото: личный архив Ирины Костенец

 

https://gudok.ru/newspaper/?ID=1554690&archive=2021.03.01