В Боготоле отметили юбилей локомотивного депо
Старейшему на Красноярской железной дороге предприятию в этом году исполнилось, как и городу, 130 лет. В среду, 23 августа, на станцию прибыла делегация руководства магистрали.
Начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин, заместитель председателя Дорпрофжел Игорь Белозерский, и.о. начальника Красноярской дирекции тяги Сергей Гончарик прибыли во Дворец культуры имени Виктора Трегубовича, чтобы поздравить коллег с торжественным событием и вручить заслуженные награды лучшим работникам эксплуатационного локомотивного депо Боготол и сервисного локомотивного депо Боготол-Сибирский.
– Немногие предприятия на нашей магистрали могут гордиться такой историей, – отметил Алексей Туманин. – С паровозного депо начал свою историю славный город Боготол. За 130 лет пройден непростой путь становления и развития от паровозных мастерских до локомотивного комплекса, включающего два крупных предприятия, где трудятся более двух тысяч человек. Спасибо за ваш труд! Я от души благодарю ветеранов, оставивших нам наследство, с которым легко работать, и трудовые династии, которые воспитывают настоящих железнодорожников. Желаю всем вам новых успехов и свершений, крупных проектов и, конечно, здоровья!
Паровозное депо стало первым из железнодорожных предприятий, образованных ещё в период строительства станции на Транссибирской магистрали. Депо – ровесник города. Именно с ним связан трудовой путь нескольких поколений боготольцев и семейных династий. Имена многих из них прозвучали в этот день на торжественном мероприятии со сцены. За преданность профессии боготольских железнодорожников поблагодарил исполняющий полномочия главы города Анатолий Шитиков.
Эксплуатационное локомотивное депо Боготол является опорной точкой западных транспортных ворот Красноярской дороги и всего Восточного полигона ОАО «РЖД». Основная задача локомотивщиков – обеспечение перевозок пассажиров и грузов на участке Мариинск – Красноярск-Восточный, протяжённость которого составляет более 400 км.
На западной границе дороги расположено входящее в состав предприятия оборотное депо Мариинск, которое действует на историческом стыке с Западно-Сибирской железной дорогой, где происходит переход с постоянного на переменный ток.
Основной приписной парк предприятия составляют локомотивы ВЛ80, но идёт и процесс обновления: поступили 20 электровозов серии 3ЭС5К «Ермак».
– Коллектив депо справляется с заданиями компании, что подтверждают успехи в отраслевом соревновании по итогам нескольких кварталов в 2021–2022 годах. У предприятия есть потенциал для дальнейшего развития и совершенствования работы, – отмечает и.о. начальника Красноярской дирекции тяги Сергей Гончарик.
Сегодня на предприятии работают опытные профессионалы, знатоки и мастера своего дела, которые продолжают славные традиции своих предшественников.
В штате эксплуатационого депо – 984 работника. Они успешно справляются с плановыми заданиями по содержанию парка локомотивов, добиваясь весомой экономии электроэнергии и дизельного топлива, соблюдают графики движения поездов, держат планку роста производительности труда, не допускают производственного травматизма.
– Хороших результатов помогает добиваться в первую очередь сплочённость, энергия, желание работать на результат. Наши работники не только ударно трудятся, они активные общественники, отличные спортсмены, которые показывают хорошие результаты в узловых, территориальных и дорожных соревнованиях. Мы гордимся нашими династиями и благодарны ветеранам предприятия, которые сегодня охотно делятся опытом с молодёжью. Уверен, что с таким коллективом мы впишем новые яркие страницы в историю нашего предприятия, – подчеркнул начальник эксплуатационного депо Юрий Потехин.
В адрес ветеранов, бывших начальников депо и династий железнодорожников в этот день было сказано много добрых слов. Творческие коллективы Дворца культуры выступили со своими номерами. Выставку «130 лет в пути» представил музей истории Боготольского железнодорожного узла. Неподдельный интерес участников праздника вызвали альбомы с фотографиями прошлых лет, инструменты паровозников, грамоты и вымпелы, которых в разные годы удостаивались боготольские локомотивщики.
А начиналась история предприятия и всей станции буквально в чистом поле. В 1893 году на участок, где должен был вырасти будущий крупный узел, прибыла первая партия строителей. Вот как описывал путеводитель эти места в конце XIX века: «Местность представляет собой совершенно ровную поверхность, местами болотистую. Мелкий берёзовый лесок окружает станцию со всех сторон, вдали синеют горы с заострёнными верхушками, подёрнутыми дымкой тумана».
Однако ландшафтная красота этих мест обернулась для строителей множеством трудностей. Как свидетельствовал один из десятников об участке дороги на восток от Мариинска, строители здесь: «Скитались хуже бродяг. Места попались поганые, тайга, болота с ржавой застойной водой, тучи комаров, такие плотные, что на закате дальние деревья виднелись как бы сквозь густую пелену, спали вповалку на полу шалаша, покрытом еловыми ветками».
Несмотря на это работы велись быстрыми темпами. В том же 1893 году возвели первые станционные постройки: пассажирское здание площадью в 60 квадратных саженей, водонапорную башню и самое крупное и значимое строение – паровозное депо на «шесть стойл» с расположенными вблизи мастерскими. Это было первое предприятие не только на станции, но и на всей будущей Красноярской железной дороге. А к 1902 году на станции Боготол насчитывалось уже 1900 жителей.
Основателем депо стал Степан Лавренин, и по знаменательному совпадению в этом юбилейном для предприятия году исполняется 155 лет со дня его рождения.
– С 1893 года по 1917 год он верой и правдой служил на благо нашего города, – рассказывает специалист по сохранению исторического наследия Красноярской дороги, руководитель музея станции Боготол Елена Ускова. – Рабочие любили Степана Ивановича за то, что он избавил их от чрезмерных наценок на товары местными купцами, организовав общество потребителей «Железнодорожник».
Степан Лавренин также организовал строительство здания Общественного собрания (клуба). Позднее здесь, благодаря его же попечению, появились духовой оркестр, драмкружок, кино и библиотека. А сам посёлок при активном содействии начальника депо получил статус города.
Этот человек стал первым в череде замечательных людей, специалистов, которые в разные годы возглавляли депо и работали на благо своей станции, города, всей магистрали и Российских железных дорог. Не единожды труженики предприятия становились первыми в своём деле.
Работник в те времена ещё паровозного депо Боготол Василий Князев в 1935 году первым среди железнодорожников Восточной Сибири удостоен ордена Ленина. В СССР гремело имя машиниста депо Юшкова. Он был инициатором движения «юшковцев», которое стало продолжением стахановского движения на железных дорогах. Движение по первой ветке московского метрополитена 85 лет назад тоже открыл боготолец.
Первый рейс от станции Комсомольской до Сокольников, почётными пассажирами которого стали сами первостроители метро, делегаты VII Всесоюзного съезда Советов и колхозники-ударники, состоялся в 1935 году. Вести поезд доверили Ивану Иванову, машинисту локомотивного депо Боготол.
Мария Кузнецова
Фото: пресс-служба КрасЖД
https://gudok.ru/zdr/176/?ID=1644375&archive=65261